Луций Апулей

Метаморфозы, или Золотой осел

своих несчастных гостей бросал на растерзание… диким лошадям. — По преданию, такое «гостеприимство» оказывал путникам фракийский царь Диомед, по другой версии — Ликург.

202

* Текст в рукописях испорчен.

203

* Текст в рукописях испорчен.

204

19. Беллерофонт — герой, с помощью крылатого коня Пегаса победивший Химеру — изрыгавшее огонь трехглавое чудовище. Осел иронически сравнивается с Пегасом, а наездник с Беллерофонтом.

205

20. Мелеагр — герой многих греческих мифов. Когда ему было семь дней, в дом его отца пришли богини судьбы и сказали, что Мелеагр умрет, как только сгорит лежащее в очаге полено. Мать Мелеагра, Алфея, вынула полено из очага и спрятала его. Много лет спустя Мелеагр поссорился с братьями своей матери и убил их. Тогда Алфея сожгла спрятанное полено, и Мелеагр тотчас умер.

Книга VIII

206

1. Богиня Истина — дочь Зевса, кормилица Аполлона.

207

2. Либер — Вакх; см. прим. 6 к кн. II.

208

3. …как из самого имени его явствует… — Имя Тразилл одного корня с греческим прилагательным, имеющим значение «отважный, дерзкий, наглый».

209

4. Киннамон — коричное дерево.

210

5. …преждевременным браком… — Минимальный срок траура вдовы был десять месяцев.

211

6. …в первую стражу ночи… — между шестью и десятью часами вечера.

212

7. Мстительницы — фурии.

213

8. Мы везли на себе… воробьев… — Прирученные воробьи были любимой забавой детей и женщин.

214

9. См. прим. 19 к кн. VII.

215

10. Гений хранитель. — Римляне верили, что каждого человека от колыбели до могилы сопровождает особое божество, добрый дух хранитель, который назывался гением.

216

11. Глашатай — этим словом обозначали, между прочим, посредника, бравшего на себя ведение аукциона.

217

12. Сирийская богиня. — Имя этой богини точно не установлено. Сирийской она называлась потому, что центром ее культа был Гиераполь в Сирии. Празднества в честь богини носили характер оргий, во время которых многие ранили себя мечами, бичевали и даже оскопляли. Скопцами были и жрецы богини.

218

13. Сабадий — азиатский бог, отождествляемый с Дионисом, а также с Аттисом, любимцем и жрецом богини Кибелы.

219

14. Беллона — каппадокийская богиня войны, фанатичный и кровавый культ которой был перенесен в Рим.

220

15. Идейская матерь — Рея, супруга Кроноса, мать олимпийских богов.

221

16. Адонис — божество восточного происхождения, символизирующее умирание и пробуждение природы. Миф рассказывает, что Адонис был возлюбленным богинь Афродиты (Венеры) и Персефоны (Прозерпины).

222

17. Альфа — трава, служившая для изготовления плетеных изделий.

223

18. …не дева подменена ланью, а мужчина — ослом… — иронический намек на миф об Ифигении, которую должны были принести в жертву богам (без этого боги не давали попутного ветра, и греки, во главе с Агамемноном, отцом Ифигении, не могли начать поход на Трою). Но в момент жертвоприношения богиня Артемида заменила девушку ланью.

Книга IX

224

1. Жертвенный пир — пир, устраивавшийся в честь какого нибудь бога после жертвоприношения ему; при этом кушанья приготовлялись из мяса жертвенного животного.

225

2 …узнаем там забавную историю… — Далее следует новелла, которую почти без изменений заимствовал у Апулея Боккаччо «Декамерон» (день VII, новелла 2).

226

3. Мать Богов — то же, что Идейская матерь. Рея, супруга Кроноса, мать олимпийских богов; она была отождествлена с Кибелой, азиатской богиней, чей культ был подобен культу сирийской богини.

227

4. Туллианум — подземная часть государственной тюрьмы в Риме. Апулей пользуется этим названием как синонимом тюрьмы вообще.

228

5. У рабов, совершивших проступок, на лбу выжигалось клеймо.

229

6. Работа на мельнице была одним из самых тяжких наказаний; рабы вращали жернова наравне со скотом. Мельники держали обычно и пекарню — отсюда упоминание о дыме и паре.

230

7. Апулей говорит об Одиссее, которого воспел Гомер (Одиссея I, 1 4).

231

8. …утверждая, что чтит единого бога… — Из этих слов явствует, что жена мельника исповедовала какую то монотеистическую религию, возможно, христианскую, или иудейскую. Апулей, ревностный поклонник Исиды, высмеивает здесь каких то своих религиозных противников.

232

9. Декурионы — члены местных сенатов; такие сенаты во времена императоров имелись уже почти во всех провинциальных городах.

233 10. …так начал… повесть о бедствиях чужой семьи.