Луций Апулей

Метаморфозы, или Золотой осел

бляхи, украшавшие конскую сбрую.

73

2. …животных, предназначенных для искупительных жертв. — Греки и римляне верили, что жертвенное животное должно принять на себя все несчастья, которые угрожают каждому кварталу или дому в отдельности. Для этого его и водили по всем закоулкам.

74

3. Трибунал — возвышение, на котором сидели должностные лица во время исполнения ими своих обязанностей.

75

4. Просцениум (проскения) — высокая площадка, на которой играли актеры. Орхестра — полукруглая ровная площадка между просцениумом и первым рядом амфитеатра.

76

5. …каком то сосудец,… — Речь идет о клепсидре, водяных часах, которые были необходимы в суде, так как стороны имели право говорить ограниченное количество времени.

77

6. …около третьей стражи… — Ночь делилась на 4 стражи — соответственно времени пребывания на посту солдата при несении караула; третья стража означала приблизительно полночь. См. прим. 21 к кн. I.

78

7. Оливковая ветвь — символ просьбы.

79

8. Пытка колесом была специфически греческой: человека с раздвинутыми ногами и раскинутыми руками привязывали к колесу.

80

9. Прозерпина — богиня и царица подземного царства.

Орк — римский бог подземного царства, отождествляемый с Плутоном.

81

10. …в число его патронов. — Покоренные Римом города и провинции избирали себе патронов — покровителей из числа римской знати, что считалось весьма почетным для патрона.

82

11. …божеством — покровителем сегодняшнего дня… — то есть богом Смеха.

83

12. Апулей охотно применяет в лексике судебный лексикон, в разных контекстах и с разными целями, напоминающий о его юридических познаниях.

84

13. Маны — души усопших.

85

14. …унести волосы его… — Древние верили, что маги получают власть над теми, чьи волосы, ногти или какая либо частица тела окажутся в их руках.

86

15. «…отправлю тебя к властям!» — Занятия магией в Римской империи были строжайше запрещены законами.

87

16. Узел — символ нерасторжимой связи, непременный атрибут при любовных наговорах.

88

17. …наподобие бесноватого Аякса… — Миф об Аяксе, сыне Теламона, великом греческом герое, сражавшемся под Троей, рассказывает, что, когда после смерти Ахилла вожди ахейцев отдали его оружие Одиссею, Аякс, обезумев от обиды и горя, в бешенстве перерезал стадо овец, воображая, что убивает своих обидчиков.

89

18. Цербер — трехглавым пес, страж подземного царства. Геркулес, спустившись в преисподнюю, связал Цербера и вынес его наверх.

90

19. Вера в волшебную мазь традиционна для многих сказок о ведьмах и отличается удивительной стойкостью во времени.

91

20. …будь я самим орлом… — Орел считался у древних священной птицей Юпитера (Зевса).

92

21. …о сокровенное божество Верности! — Древние полагали, что Верность, как и Справедливость, держится вдали от дел человеческих.

93

22. Эпона — богиня, покровительница лошадей, ослов и мулов; ее изображения ставились в конюшнях.

94

23. …воспользовавшись почитаемым именем императора. — Как полноправный римский гражданин, Луций хочет подать жалобу на имя императора.

95

24. … возгласил: только "о"… — Луций хотел крикнуть по гречески: «О, Кайсар!» (Цезарь).

Книга IV

96

1. Луций ищет уединения, ибо его превращение могло быть признано противозаконным из за запрета заниматься магией и могло быть расценено как злое предзнаменование.

97

2. К римскому божеству счастливого исхода и доброй удачи — к Bonus Eventus.

98

3. Лавровые розы — олеандр. Растение это действительно ядовито.

99

4. …лапифов полузверских и кентавров получеловеческих. — Намек на знаменитый миф о битве полулюдей полулошадей, кентавров, с диким племенем лапифов.

100

5. Ламах — по гречески «непобедимый». О воинских доблестях говорят имена и других разбойников, встречающиеся в этом эпизоде (Алцим — отважный, Фразилеон — храбрый, как лев).

101

6. Хризерос — буквально: жадный до золота. Еще одно из имен кличек, дающих определенную характеристику носящему его.

102

7. Лары — боги домашнего очага.

103

8. Здесь имеются в виду, помимо гладиаторских боев, такие развлечения, как борьба человека с дикими животными и зрелище растерзания животными преступника.

104

9. Для упомянутых зрелищ строились специальные приспособления (Сенека. Письма к Луцилию 88, 22).

105 10. Салии — коллегия жрецов бога Марса. Салиями (то есть плясунами) они назывались потому, что во