Говард Лавкрафт

Хребты безумия

кружащее голову сознание того, сколь древним был этот город и как

далеко зашла в нем мерзость запустения, могла вывести из равновесия любого

мало-мальски чувствительного человека, ведь мы к тому же пережили недавно в

лагере сильное потрясение, а потом -- еще и эти откровения, сошедшие к нам

прямо с покрытых резьбой стен. Стоило только бросить взгляд на хорошо

сохранившиеся барельефы, и все сразу становилось ясно -- недвусмысленные

изображения выдавали страшную тайну. Наивно предполагать, что мы с Денфортом

не догадывались о ней раньше, хотя тщательно скрывали друг от друга свои

догадки, Не оставалось никаких сомнений в том, кем являлись существа,

построившие этот город и жившие в нем миллионы лет назад, в те времена,

когда по земле, в тропических степях Европы и Азии, бродили далекие предки

людей -- примитивные млекопитающие и громадные динозавры.

Раньше мы не теряли надежды и убеждали себя в том, что встречающийся

повсеместно мотив пятиконечия -- всего лишь знак культурного и религиозного

почитания некоего древнего физического объекта, имевшего подобные признаки:

минойская цивилизация на Крите использовала в качестве декоративного

элемента священного быка, египетская -- скарабея, римская -- волчицу и орла,

а дикие, первобытные племена -- разных тотемных животных. Но теперь все

иллюзии отпали, нам предстояло смириться с реальностью, от которой волосы

вставали на голове. Думаю, читатель уже догадался, в чем дело; мне трудно

вывести эти слова на бумаге.

Существа, которые в эпоху динозавров владели этими мрачными замками,

сами динозаврами не являлись. Дело обстояло иначе. Динозавры не так давно

появились на Земле, они были молодыми животными с неразвитым мозгом, а

строители города -- старыми и мудрыми. Камень запечатлел и сохранил следы их

пребывания на Земле, уже тогда насчитывающего почти тысячу миллионов лет:

они построили город задолго до того, как земная жизнь пошла в своем развитии

дальше простых соединений клеток. Более того, они-то и являлись создателями

и властителями этой жизни, послужив прототипами для самых жутких древних

мифов, именно на них робко намекают Пнакотические рукописи и "Некрономикон".

Они назывались Старцами и прилетели на Землю в ту пору, когда планета была

еще молода. Плоть их сформировалась за годы эволюции на далекой планете: они

обладали невероятной, безграничной мощью. Подумать только, ведь мы с

Денфортом всего лишь сутки назад видели их члены, отделенные от тел,

тысячелетия пролежавших во льду, а бедняга Лейк с товарищами, сами того не

ведая, созерцали их подлинный облик...

Невозможно припомнить, в каком порядке собирали мы факты, относящиеся к

этой невероятной главе из истории планеты до появления человека. Испытав

глубокий шок, мы прервали осмотр, чтобы немного прийти в себя, а когда вновь

приступили, занявшись теперь систематическим обследованием, было уже три

часа. Судя по геологическим, биологическим и астрономическим признакам,

скульптурные изображения в доме, где мы первоначально оказались,

принадлежали к относительно позднему времени, им было не более двух

миллионов лет и в сравнении с барельефами более древнего здания, куда мы

перешли по мостику, выглядели просто декадентскими. Этому величественному,

высеченному из цельного камня сооружению было никак не меньше сорока, а

возможно, и пятидесяти миллионов лет, оно относилось к позднему эоцену или

раннему мелу, и его барельефы превосходили в мастерстве исполнения все

виденное нами, за одним исключением -- с ним мы встретились позже -- то была

древнейшая в городе постройка.

Не будь необходимости прокомментировать снимки, которые скоро появятся

в прессе, я бы из опасения прослыть сумасшедшим придержал язык и не стал

распространяться о том, что именно увидел я на стенах и к каким выводам

пришел. Конечно, можно было отнести к области мифотворчества барельефы, где

изображалась жизнь звездоголовых существ в бесконечно отдаленные эпохи,

когда они обитали на другой планете, в иной галактике или даже вселенной,

однако некоторые высеченные на камне чертежи и диаграммы заставляли нас

вспомнить о последних открытиях в математике и астрофизике, и тут уж я

совсем растерялся. Вы меня поймете, когда сами увидите эти фотографии.

На каждом барельефе рассказывалась, естественно, только небольшая