Говард Ф.Лавкрафт

Ужас в музее

глазах не было ни

грана недружелюбия.

- Доброе утро, мистер Джонс, - заговорил он с заметным акцентом

чужеземца. - Давненько мы вас не видели. Вы хотели видеть мистера Роджерса?

Очень жаль, но его сейчас нет. У него дела в Америке, и он должен был

уехать... Да, это вышло очень неожиданно. Теперь за него я - и здесь, и

дома. Но я стараюсь поддерживать высокие стандарты мистера Роджерса - пока

он не вернется.

Чужеземец улыбнулся - может быть, просто из вежливости. Джонс едва ли

сам знал, что ему следовало ответить, и все же он задал несколько не очень

решительных вопросов о том, все ли было благополучно на другой день после

его последнего визита в музей. Орабону эти вопросы, похоже, немало

позабавили, но он старался отвечать достаточно уклончиво, держась в неких

рамках.

- О, да, мистер Джонс - это было двадцать восьмое число прошлого

месяца. Я хорошо помню этот день - по многим причинам. Утром - как вы

понимаете, до того, как сюда пришел мистер Роджерс - я обнаружил рабочую

комнату в ужасном беспорядке. Дел было хоть отбавляй - по уборке, я имею в

виду. Поздно ночью, сами понимаете, было много работы. Нужно было отлить из

воска один важный экспонат, совсем новый. Мне пришлось довести дело до

конца.

Само собой, справиться было не просто - но, конечно, мистер Роджерс

многому научил меня. Вы же сами знаете, он - великий художник. Он пришел

позже, и помог мне закончить экспонат - уверяю вас, весьма существенно, - но

скоро отбыл, даже не попрощавшись с другими служащими. Я же сказал вам, его

вызвали неожиданно. Пришлось провести и кое-какие химические процессы. Какой

был шум! В самом деле. Кое-кто из возчиков во дворе вообразил себе, что это

были выстрелы из пистолета - весьма забавное сравнение!

Что же касается судьбы нового экспоната - с этим не все в порядке.

Конечно, это великий шедевр, задуманный и исполненный - вы же понимаете -

мистером Роджерсом. Но он сам о нем позаботится, когда вернется.

Орабона снова улыбнулся.

- Вмешалась полиция, вы же понимаете. Мы выставили его на обозрение

неделю назад, но уже случилось два или три обморока у посетителей. Одного

беднягу даже свалил приступ эпилепсии. Видите ли, этот экспонат немножко -

покруче, что ли - чем прочие. Ну и, прежде всего, покрупнее. Конечно, его

поместили в раздел "Только для взрослых". Но на следующий день двое ребят из

Скотланд-Ярда тоже осмотрели его и заявили, что он производит чересчур

болезненное впечатление. Велели его убрать. Ужасный позор - ведь такой

шедевр! - но в отсутствие мистера Роджерса я не счел необходимым обращаться

в суд. Ведь это полиция, мистеру Роджерсу не пришлась бы по вкусу такая

огласка, но когда он вернется - когда он вернется...

Сам не зная почему, Джонс испытывал все большее беспокойство и

отвращение. Но Орабона продолжал:

- Вы же у нас знаток, мистер Джонс. Уверен, что не нарушу закон, если

предложу вам - в частном порядке, разумеется - взглянуть на этот экспонат.

Вполне возможно - само собой, если пожелает сам мистер Роджерс, - что мы в

скором времени уничтожим его, но это, конечно же, было бы преступлением.

Больше всего Джонсу хотелось отказаться от осмотра и поскорее убежать

отсюда, но Орабона, с энтузиазмом художника, уже тащил его за руку к новому

экспонату. В разделе "Только для взрослых" посетителей не было. Одну из

больших ниш в дальнем углу закрывала занавеска, к ней-то и направился с

улыбкой ассистент владельца музея.

- Думаю, вы догадываетесь, мистер Джонс, что этому экспонату присвоено

название "Жертвоприношение Ран-Теготу".

Джонса пробрала дрожь, но Орабона словно бы не заметил этого.

- Это безобразное, колоссальное божество главенствует в некоторых

малоизвестных преданиях, которые изучал мистер Роджерс. Все это, конечно,

вдор, как вы и сами часто уверяли мистера Роджерса. Предполагается, однако,

что оно явилось к нам из космоса и обитало в Арктике три миллиона лет назад.

Как вы увидите, обходится оно со своими жертвами, пожалуй, необычным и даже

ужасным способом. Мистер Роджерс воспроизвел его дьявольски жизненно -

вплоть до замечательного сходства в чертах лица самой жертвы.

Дрожа всем телом, Джонс ухватился за латунную оградку перед

занавешенной нишей. Свободной рукой он потянулся было к Орабоне,