Карл Х. Клауди

Введение во франкмасонство

Коллегии Архитекторов были уничтожены, и их адепты бежали из Рима.

Затем последовал временной промежуток, который еще не заполнен фактами. Между падением Рима и возвышением готической архитектуры, мы мало что знаем о том, что происходило со строительными Коллегиями. Именно здесь, однако, мы сталкиваемся с поразительной историей комациев. Кое-кто из изгнанных строителей находит убежище на острове Комация в озере Комо и, поколение за поколением, сохраняет живые традиции и секреты искусства до того времени, когда мир был снова готов принять Мастеров Строителей. Все это очень интересно изложено в специальной литературе, лучшими образцами которой могут служить книги Строители соборов Лидера Скотта и История Великой Масонской Гильдии. Автор утверждает, что Мастера-Комации были связующим звеном между классическими коллегиями и всеми прочими ремесленными и торговыми гильдиями средневековья. Они были франкмасонами, поскольку являлись строителями, принадлежавшими к привилегированному классу, освобожденному от уплаты налогов и сборов, от рабства, и свободные в передвижении, что было особенно важно в те времена феодальной неволи.

В средневековье, во время возвышения готической архитектуры определяются два отчетливо очерченных класса каменщиков: каменщики, входящие в гильдии, которые, как и плотницкие, или ткаческие, или торговые, носили, по сути, местный характер и строго регулировались соответствующими законами, и Вольные Каменщики, которые путешествовали повсюду, из города в город, в зависимости от того, где требовались их услуги по разработке и возведению тех самых изумительных церквей и соборов, которые и сегодня неподражаемы по своей красоте. Не может быть подтверждено фактами то положение, что вольные каменщики средневековья были прямыми потомками Мастеров-Комациев и римских Коллегий Архитекторов, однако имеется слишком много доказательств сходства их структуры, идеалов, целей и символов, средств хранения и передачи знаний и обычаев, чтобы отклонить саму идею просто потому, что у нас нет никаких записей, охватывающих период между вытеснением гильдий из Рима и началом эры строительства соборов.

Однако как бы то ни было, оперативные строители и проектировщики соборов Европы были старшим по возрасту Орденом, нежели Каменщики, входившие в Гильдии; и именно от этих франкмасонов - не входивших в Гильдии и не подчинявшихся местным законам - ведет свой род современное Масонство. Кстати, следует отметить, что историк Финдел обнаружил, что термин франкмасон появился еще в 1212 г., и также встречается в 1375 в Истории Компании Каменщиков города Лондона. История франкмасонства, начиная от эпохи строительства соборов вплоть до Реформации и постепенного упадка строительного искусства нуждается описывается во многих томах, в то время как здесь у нас - считанные страницы. Но следует подчеркнуть, что масоны были чем-то гораздо большим, нежели просто архитекторы и строители, они были художниками, духовными вождями, учителями, математиками и поэтами своего времени. В их ложах Спекулятивное Масонство росло рядом с оперативным искусством. Они ревностно блюли чистоту своего Ордена и были строги в их отборе и принятии новых Учеников; строги в посвящении Учеников в степень Подмастерья, для чего требовалось семь лет проработать в степени Ученика, чтобы затем произвести на свет так называемый шедевр1[1], сдать его на проверку Мастеру и Стражам ложи, и только затем счастливо уравняться с ними в правах, получить звание Подмастерья и обрести слово Каменщика.

В век, когда было очень трудно получить стоящее образование, а образованных людей, в принципе, практически невозможно было встретить нигде, кроме церкви, было естественно, что глубокие и мыслящие люди мечтали оказаться среди масонов и принадлежать к их Ордену. Такие люди, однако, не хотели заниматься оперативной каменщической работой и в течение семи лет проходить ученичество. Поэтому для них была создана особая ниша, их приглашали вступить в Орден как принятых Каменщиков, то есть принятых как ассоциированные члены, имеющие что-либо предложить и желающие получить что-либо в обмен от ложи, но разграниченные с оперативными каменщиками титулом принятые.

Невозможно точно определить, когда началась такая практика. Манускрипт Regius2[2] самый древний из документов, посвященных франкмасонству (1390), говорит о принце Эдуарде (Х в.):

И был он Мастером спекулятивным….

Желая стать архитекторами и строителями, в Орден вступали и церковники. Искателей свободы также влекло в Орден, члены