Карл Х. Клауди

Введение во франкмасонство

сообщить всем присутствующим: «Я помню свое обязательство; я сознаю неизбежность наказания за его нарушение; я не забыл о своем долге».

Посвященный сперва использует его, приветствуя Стражей в ходе церемонии, о значении которой никогда не следует забывать. Правление масонской ложи трехсторонне; оно находится в руках Досточтимого Мастера и двоих Стражей. Посредством этой церемонии Ученик демонстрирует признание их власти, предает себя в руки этой власти и соглашается повиноваться перестуку их молотков, когда в этом возникнет необходимость.

Знак «к порядку» делается Учеником при входе в Храм и выходе из него, дабы он никогда не забывал о многозначительности своего положения, о взятом на себя обязательстве, которое даровало ему звание Брата.

 

Запон из кожи ягненка

 

«Древнее Ордена Золотого Руна и Римского Орла, благороднее Орденов Звезды и Подвязки...»

Этими словами ритуал старается убедить в значимости этого символа того, кто был только что облачен в белый запон из кожи ягненка.

Орден Золотого Руна был основан Филиппом, Герцогом Бургундским, в 1429 г.

Римский Орел был символом Римской Империи и эмблемой ее могущества еще за сотни лет до Рождества Христова.

Орден Звезды был основан Иоанном II Французским в середине XIVстолетия.

Орден Подвязки был основан Эдуардом III Английским в 1349 г. для себя и двадцати пяти Рыцарей Подвязки.

Обычно считается, что запон стал отличительным знаком Каменщиков потому, что каменщики носили фартуки для защиты своей одежды от соприкосновения с грубым строительным материалом. Но запон гораздо, гораздо старше Ордена Золотого Руна или Римского Орла, Орденов Звезды и Подвязки, он старше, чем цехи каменщиков средневековья, даже старше, чем объединения Мастеров-комациев, чем римские Коллегии мастеровых, чем собрания Дионисийских мастеровых, предшествовавших им.

Запоны носили древнеиудейские пророки, и первосвященники также облачались в них. В Мистериях Египта и Индии фартуки служили символами священнической власти. Древнейшие китайские тайные общества также использовали фартуки; их носили ессеи, равно как и инки в Перу и ацтеки – в Мексике.

По всему Ветхому Завету красной нитью проходят упоминания об агнцах, часто в с связи с жертвоприношениями; часто о них упоминают как о символах невинности, чистоты, нежности, слабости, - причем, данный символ усиливается эмблематикой цвета, который мы подсознательно связываем с чистотой, возможно вследствие ассоциации со снегом.

Эта ассоциация универсальна в Масонстве, и посвященный должен стремиться сохранить свой запон белым, а себя – ни в чем не повинным. Его Знак Каменщика должен символизировать своим цветом чистоту его масонской души; он должен навсегда остаться невиновным по отношению ко всем, но «особенно к Братьям Каменщикам».

Облачая кандидата в запон, ложа принимает его в свои ряды как достойного члена. Она вручает ему свой отличительный знак. С ним, с этим знаком, и символизируемый им, обретается один из самых драгоценных и благих даров – дар Братства. Счастлив тот Ученик, который обладает достаточным умом для того, чтобы увидеть масштаб и значение дара; трижды счастлива ложа, чьи посвященные находят в ней и хранят ту честь, честность и мощность, ту невиновность, силу и духовный контакт, ту славу единства и открытости для всего масонского мира, которые могут прочесть в этом символе те, кто имеет глаза, чтобы видеть. «Поучение о запоне» Ложи «Старый Данди» гласит:

 

«Он твой для того, чтобы ты носил его всю свою достойную жизнь, и по смерти твой он будет возложен в гроб, в котором будут покоиться твои бренные останки, и вместе с ним захоронен в долинах вечного покоя. Пусть же его чистая и безупречная поверхность станет для тебя постоянным напоминанием о чистоте жизни и прямоте поведения, вечным побудителем к добрым и достойным поступкам, высоким мыслям, большим достижениям. И когда наконец твои утомленные стопы приведут тебя к концу многотрудного жизненного пути, и из твоих онемевших рук выпадут орудия труда всей твоей жизни, пусть же скрижаль твоих мыслей и действий будет так же чиста и незапятнанна, как эта эмблема... Ибо так, и только так можно его носить к собственной радости и чести Братства…»

 

«Величайшая из них…»

  Ученика предстоит пройти ритуал лишения металлов, прежде чем он услышит прекрасные слова наставления, описывающего три основных ступени Лестницы Иакова: «…величайшая из них - милосердие; ибо вера теряется, надежда приводит к разочарованию… но милосердие