Карл Х. Клауди

Введение во франкмасонство

имена, используемые в ложе также взяты из Священного Писания. В Великом Светоче содержится простое учение о вселенскости братства, любви к Богу, надежде на бессмертие, которое лежит в основе формы и содержания Масонства. Необходимо подчеркнуть, что учения Масонства существуют на всех языках, во всех странах, для любой веры. Наши Великие Светочи – всего лишь символ Книги Священного Закона. Масонство – не в большей степени христианская организация, чем иудейская или магометанская, или брахманистская. Использование им совокупности священных писаний иудеев (Ветхий Завет) и Евангелий Нового Завета в качестве Великого Светоча не должно запутать посвященного настолько, чтобы он счел Масонство сектой, чем оно никогда не являлось.

Это настолько хорошо понимают члены Братства, что отдельное пояснение обычно требуется только новичкам. Для них предназначаются и нижеследующие факты, так же как и само утверждение: Библия впервые была упомянута в качестве Великого Светоча Масонства приблизительно в 1760 г., в то время как первое издание Древних Заповедей (одно из оснований фундаментальных законов Масонства, впервые опубликованное в 1723 г., но предположительно принятое Материнской Великой Ложей уже при ее образовании в 1717 г.) гласит, в частности:

 

«Вольный Каменщик обязан в силу данного им обязательства удовлетворять требованиям нравственного закона; и если он верно понимает Царственное Искусство, он никогда не будет ни глупым атеистом, ни неверующим вольнодумцем. Но хотя в древние времена, когда Вольные Каменщики были обязаны в каждой стране принадлежать к религии этой страны или народа, к которому принадлежали, в наше время считается более целесообразным обязывать их подчиняться только тем религиозным нормам, с которыми согласны все люди, оставляя при этом им право религиозного и конфессионального самоопределения; масоны должны быть хорошими, нравственными людьми, доблестными и честными, какие бы убеждения они ни исповедовали и к каким бы общественным и конфессиональным группам ни принадлежали; тем самым Масонство становится центром объединения и средством действия примиряющей, истинной дружбы людей, которые в противном случае оказались бы навечно разделены пропастью».

 

Наверное, никогда прежде такой краткий отрывок не воздействовал настолько эффективно на читателя, ибо в нем излагается суть не-сектантской, не-доктринерской природы Масонства и определяется суть Древнего Мастерства, которая – в Религии, а не в отдельных конфессиях.

 

Вервие

 

Вервие символизирует ту пуповину, через которую мать питает дитя в своей утробе. Символически вервие – это пуповина, соединяющая масона с его Материнской Ложей. Когда младенец появляется на свет, материальная пуповина перерезается, но не выкован еще тот нож, который был бы способен перерезать нить духовной связи, связывающую ребенка с матерью. В степени Ученика материальное связующее вервие устраняется, как только кандидат связывает себя духовными узами обязательства, но не существует способа снять с себя обязательство, связывающее человека с его Материнской Ложей и Царственным Искусством. Изгнание из Ордена не снимает с человека обязательства; временное исключение также не разрывает связь между ним и Братством; переход в другую ложу не может автоматически превратить эту новую ложу в Материнскую.

Вервие имеет и другие значения в последующих градусах, которые будут обсуждены позже.

 

Малые Светочи

 

Когда посвященному в первый раз даруют Свет, само сияние исходит от трех Малых (или Меньших) Светочей, которые формируют треугольник вокруг алтаря или рядом с ним. Малые Светочи зажигаются, когда ложа должным образом открыта и алтарь приведен в надлежащий вид, и гаснут, когда ложа закрывается и потухают Великие Светочи. В ритуале о них говорится не очень много.

Они являются тремя из символов Масонства, - которых так много! – и каждый брат обязан их изучить и истолковать сам для себя, усваивая посредством их то, что он оказывается в состоянии усвоить, и насладиться усвоенным, что напрямую зависит от труда и мыслей, которые он желает вложить в процесс извлечения смысла из-под внешней оболочки.

В некоторых юрисдикциях Малые Светочи расположены в непосредственной близости к алтарю, вокруг него; в других же они размещаются у плато троих старших офицеров. В одних ложах три Малых Светоча составляют прямоугольный, в других – равносторонний, в третьих –равнобедренный треугольник. Единым для всего масонского мира является треугольное их расположение, при различных формах