Карл Х. Клауди

Введение во франкмасонство

простирается за пределы человеческой могилы, в необозримые пространства Вечности…». Но он может поразмыслить обо всем сразу, и, исходя из этих раздумий уже извлечь тот вывод, что масонское лишение металлов подразумевает в будущем не только материальное вспоможение нуждающимся.

Вложить гривенник в руку нищего, - не значит обессмертить свое имя в необозримых пространствах Вечности!

Масонское милосердие действительно не включает в себя предоставление материальной или физической помощи; их могут предоставить отдельно взятый Брат, Ложа или Великая Ложа. Но если милосердие началось и закончилось деньгами, оно недалеко уйдет. Св. Павел говорил: « И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».12[12] Если бы масонское милосердие означало бы лишь раздачу милостыни, оно давно бы уже уступило свое место сотне иных учреждений, способных предоставить нуждающимся более масштабную помощь.

Милосердие, в котором наставляют в ложе, - это милосердие мысли, милосердие самоотдачи. Посещение больных – истинно масонское милосердие. Братская рука, положенная на согбенное плечо ля того, чтобы успокоить и придать мужества – тоже истинно масонское милосердие. Слово совета для сироты, слеза, оброненная в сочувствие вдове, радостное поздравительное письмо удачливому Брату – и это истинно масонское милосердие, действительно простирающееся далеко за пределы могилы.

Часто Ученик полагает, что обряд научил его тому, что каждый Каменщик должен давать по монете каждому нищему, попросившему об этом, даже если они выстроились вдоль всей улицы и для того, чтобы не обидеть никого из них, нужно столько гривенников, сколько не уместится в кармане. Это не так. Каменщик подает, когда он встречает кого-либо «в отчаянном положении». Он сам должен оценить, является ли призыв о помощи оправданным или надуманным. Вообще же, все просьбы о масонском вспоможении должны проходить через ложу; регламентом предусмотрены механизмы братского, доброжелательного расследования, после которого Ложа или Великая Ложа предоставляет помощь. Индивидуальная благотворительность зависит только и исключительно от совести того или иного Брата.

Но никакая совесть не нуждается в управлении потоком успокоений, советов, радостных и печальных братских слов, сочувствия и духовной помощи. Здесь Каменщик может давать кому угодно столько, сколько он пожелает и не обеднеть при этом, но обогатиться. Тот, кто читает ритуал лишения металлов, видя за его буквой смысл и глубокие мысли, наверняка осознал внутреннее, потаенное значение символа.

 

Северо-Восток

 

Краеугольный камень закладывается в северо-восточном углу, потому что северо-восток – это отправная точка; на полпути между тьмой Севера и светом Востока.

Ученик закладывает свой масонский краеугольный камень, стоя в северо-восточном углу Ложи, на полпути между тьмой профанского невежества и полного света символического Востока.

Здесь, если он действительно человек с воображением и не «тормоз», он получит такой заряд возвышенного волнения, какого, возможно, никогда больше не испытает – может быть, только еще один раз, потом… Ибо здесь он вступает в свои права Ученика. Все что он прошел до того, было подозрительным, таинственным, загадочным, почти потрясающим, разрушительным в силу своей новизны и непохожести на тот мир, который был ему знаком до сих пор. Теперь он «верный и истинный Каменщик», готовый получить первые наставления, которые, если будут хорошо изучены, дадут ему возможность понять то, что произошло с ним и со всеми теми, кто прошел этот путь прежде него.

Никогда больше не встанет он здесь Учеником – в степень эту посвящают один только раз. Никогда поэтому не должен он забывать, что однажды он стоял там, почему и как он там стоял. И если на мгновение память оставит его, пусть он посмотрит на Великие Светочи и прочтет:

«Такое было видение подобия славы Господней. Увидев это, я пал на лице свое, и слышал глас Глаголющего, и Он сказал мне: сын человеческий! стань на ноги твои, и Я буду говорить с тобою.

И когда Он говорил мне, вошел в меня дух и поставил меня на ноги мои, и я слышал Говорящего мне». (Книга Иезекииля, 2:1-2)

Никто не в силах встать в северо-восточном углу Ложи без того, чтобы сердце его не открылось настежь, а в мозгу громом не прогремели бы слова древнего пророка.

 

Рабочие инструменты

 

Ученик получает от рук Мастера два рабочих инструмента.

Значение двадцатичетырехдюймового шаблона хорошо объясняется