Карл Х. Клауди

Введение во франкмасонство

кто прошел через это прежде него в масонской ложе, но и с теми неисчислимыми миллионами людей, которые в течение многих тысяч лет сделали из хождения по кругу обряд почитания Невидимого Присутствия Божьего.

Среди первых религий были солнце- и огнепоклонство. Доисторический человек находил Бога в природе. Гром был Его голосом; молния была Его оружием; ветер был Его дыханием; огонь был Его присутствием. Солнце давало свет и тепло; оно не подпускало близко к его жилью диких животных; оно растило зерно; оно было для него самой жизнью. Огонь давал свет и тепло, на нем готовили пищу - он также был для человека самой жизнью. Поклонение Солнцу в небе осуществлялось символически, посредством поклонения огню на груде камней, служившей первым алтарем.

Человек неизлечим в своем стремлении к подражательству. Маленький мальчик играет с отцовской тростью; маленькая девочка надевает материнское платье, играя в «большую»; служащий подражает своему начальнику; слуга - хозяину. Древний человек подражал Богу, которому поклонялся. Тепло и свет Он мог даровать человеку через огонь, таким образом, возжигание огня на алтаре стало важной религиозной церемонией. И при ее помощи древний человек смог подражать действиям своего Бога.

Солнце движется с Востока на Запад через Юг. Древний человек обходил вокруг алтаря, на котором горел огонь, бывший для него Богом, также с Востока на Запад через Юг. Хождение по кругу стало частью практически всех религиозных ритуалов: оно присутствовало в церемониях древнего Египта; оно было частью Элевсинских мистерий; оно практиковалось в митраических обрядах и в тысячах других верований, из которых оно, спустя века, дошло и до нас.

Когда кандидат впервые обходит по ложе вокруг алтаря, он идет в ногу с тенями тысяч людей, которые таким образом поклонялись Всевышнему посредством скромного подражания Ему. В таком смысле циркумамбуляция – более не просто шествие, но церемония огромного значения, связывающая всех, кто принимает в ней участие, с духовными исканиями темного и давнего прошлого.

Еще одно существенное значение этого символа - введение в идею зависимости. Масонство говорит простыми словами с теми, кто готов ему внимать. Об этом красиво написал Нютон10[10]:

С самого часа рождения и до тех пор, когда нас положат в могилу, мы наощупь ищем дорогу во тьме, и никто не сумел найти ее или удержаться на ней без должного руководства. От скольких бед, от скольких напастей, скольких опасностей, скольких ловушек нас охраняют все эти годы!

 

Со всеми нашими мудростью и способностью предвидеть, которыми мы так гордимся, даже когда в воображении своем считаем себя в полной безопасности, мы можем оказаться всего в шаге от страшной опасности, если не самой смерти.

Действительно, в человеке не заложено знание верного жизненного пути. И без истинного и верного друга ни один из нас не нашел бы дорогу домой. Так что масонство учит, в простой форме, но безошибочно, при первом нашем шаге в его ритуале так же, как и при последнем, что мы живем верой и ходим путями ее, а не только собственными способностями; и что знание этого является началом мудрости. Поскольку это так, никакой человек может сам, в одиночку, найти верную дорогу, в жизни, как и в ложе, поэтому мы должны смиренно доверять нашему Руководителю, изучать Его пути, следовать за Ним и ничего не бояться. Счастлив тот человек, кто познал эту тайну!

 

Единство

 

В Ложе Учеников во время посвящения регулярно зачитывают 133-ий Псалом, иногда поют:

 

«1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!

2 Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;

3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки».

  Единство необходимо для масонской ложи. Единство мышления, усилий, исполнения. Это иное название гармонии, которая – по масонскому чению, - есть сила и поддержка для всех хорошо управляемых организаций, особенно нашей. Роса – благословение Природы тем землям, где выпадает мало дождя; роса Ермонская баснословно обильна. Израиль возливал драгоценные бальзамы на головы достойных; то, что елей стекает до краев его одежды, означает, что много было излито на главу Аарона елея, велика была воздаваемая ему почесть, ибо Аарон – воплощение Первосвященства, значения этого рода для всего Израиля. Весь псалом посвящен прославлению красоты и гармонии братской любви, вот почему он и был в прошлом избран для церемонии посвящения в степень