А. Безант

Братство религий

Бога во вселенной под тремя Аспектами.

Иерархия Духовных Существ.

Воплощение Духа.

Два основных закона (Причинности и Жертвы).

Три мира Человеческой Эволюции.

Братство людей.

Отбрасывая все догматические и сектантские особенности, которые неизбежно различны, приведенные учения должны бы преподаваться в основных чертах всем детям и составлять часть всех школьных и гимназических программ. Школы и училища, принадлежащие отдельным вероисповеданиям, могли бы, по желанию, добавлять соответствующие подробности для своих воспитанников, но общие учения, содержащиеся во всех вероисповеданиях, составляют собственность всех, и они являются единственным надежным основанием для нравственности. Эти общие всем религиям учения образуют первую часть этой книги.

Вторая часть содержит краткое изложение отдельных вероучений различных религий с их главными обрядами, составленное последователями данных религий.

Третья часть посвящена нравственности.

I. ЕДИНСТВО БОГА

Единство Бога есть центральное учение религии и единственно верная основа нравственности. "Единый без второго",3 — говорит индус. "Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть",4 — провозглашает еврей. "Нет иного Бога, кроме Единого",5 — утверждает христианин. "Нет Бога, кроме Бога",6 — говорит мусульманин. И все остальные религии утверждают то же самое. Даже дикари, поклоняющиеся различным формам, видят позади этих форм "Великого Духа", которому они часто дают имя, указывающее на Его вездесущность.

Он Самосущий, Бесконечный и Вечный, Единая Жизнь, от которой зависят все жизни, Единое Существование, из которого черпают свое бытие все существования. Все, что существует, пребывает в Нем: "Мы им живем, и движемся, и существуем".7 Он был сравниваем с океаном, волны которого — миры, а брызги — мириады форм; с огнем, из которого исходят миллионы искр, и каждая из этих искр — дух; с древом, увешанным бесчисленными листьями, причем каждый лист — отдельная жизнь. Он обширнее пространства, и в Нем движутся бесчисленные мириады звезд, из которых каждая есть центр отдельной системы. Он тоньше атома, ибо он пребывает в каждом атоме как присущая ему жизнь. Нет ничего столь великого, что могло бы перейти Его пределы, ничего столь малого, что могло бы не войти в Его пределы. "Он не имеет ни формы, ни цвета, ни очертания",8 но все формы черпают в Нем свою красоту, все цвета суть части Его белого света, все очертания — выражения Его мысли. С незапамятных времен возникшие горы говорят нам о Его деятельности, таинственная сень полуденных лесов тиха Его тишиной; поток, ручей, песня птицы, шелест листвы, — все это ноты Его голоса; пасущиеся среди пахучих трав стада, цветами украшенные луга, снежные равнины, огонь солнца, прохладная тень лесов, — все это различные проявления Его красоты; Он говорит в высоких полетах тончайшей поэзии, в величии благородной прозы, в стройной мелодии чудных симфоний и в мощной гармонии гремящих струн, Он есть источник и цель стремления мистика, Он — героизм мученика; Он присутствует в шепоте матери, склонившейся над своим младенцем, дрожит в страстных порывах юноши, улыбается в застенчивом взоре девушки, Он же — утоляющая сила в руке, возложенной на жгучую рану; Он открывает Себя через пророка, святого и ученого; Он есть сила слабого, защита беспомощного, раскаяние грешника и сострадание праведника. Он наполняет Собою миры и в то же время пребывает в сердце человека. Небеса воспевают Его славу,9 и Он же утешает скорбящего, "как мать утешает сына".10 Он — Отец, Мать, Супруг и Друг для человеческого Духа, исходящего из Него. Он есть "Совершенный Дух", которым все проникнуто.11 И вместе с тем, Он более всех миров: "Построив эту вселенную из частицы Себя, Я остаюсь".12

Тогда как сознание божественного Единства есть основа религии и нравственности, осуществление его придает силу и радость жизни. Человек участвует в вечности Бога; разделяя Его природу, он не может быть конечным. Единая Жизнь выражается в бесчисленном разнообразии форм, но все жизни сливаются в Боге. Отсюда вытекает, что все мы дети в доме Отца и что все мы — братья. По мере того как мы учимся видеть божественное во всем и во всех, мы постигаем, что все движется к блаженной Цели. Будучи частицами божества, мы все несовершенны, и наши отдельные несовершенства вызывают все наши дисгармонии; но мы — частицы, которые вырастают в совершенство по завету Христа: "Итак будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный".13 Когда это будет достигнуто, мы несомненно достигнем единства.

Все эти многочисленные Я, сверхчеловеческие,