А. Безант

Братство религий

Духом Божьим. "Дух Господа Бога на Мне",65 — говорит Исаия. "И сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои",66 — говорит Иеремия. Так же заявляет Исаия и о будущем Учителе из рода Давидова: "И почиет на Нем Дух Господень", — слова, на которые ссылался Христос, когда хотел определить свою задачу.67

Буддисты признают в Будде божественное Я (Self), освобожденное от ограничений неведения, видят в Нем Просветленного, славный венец, заканчивающий длинный ряд жизней, которые были все посвящены помощи миру. Он достиг степени Бодхисаттвы, Мирового Учителя и продолжал в течение тысячелетий свой благословенный труд; под конец Он принимает свое последнее рождение на земле и в этом последнем теле достигает совершенного Просветления. Буддисты не считают Его единственным; они признают целый ряд Будд и полагают, что Каждый из Них является примером того, чем может стать человек, посвятивший себя в течение многих жизней чистой цели служения человечеству. "Посмотри внутрь, ты — Будда", — говорит китайский верующий. Будда есть совершенный тип ставшего божественным человека, воплощение Духа, возобновляющееся до тех пор, пока Дух не приобрел полную власть над материей.

Христиане сходятся с индусами в веровании, что второй Аспект Бога — второе Лицо Св. Троицы — проявил себя в форме человека; но лишь с той разницей, что индусы признают повторяющееся, а христиане лишь одно проявление. "Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею".68 "Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил Наследником всего, через Которого и веки сотворил".69 Для христиан это — единственное воплощение, единственное совершенное проявление Бога в мире, Его истинная Суть в человеческой форме, "совершенный Бог и совершенный человек".70 Но, считая Его таким образом единственным, христианин признает, что человек может вознестись до совершенства, благодаря пребыванию Христа в его душе: "Да даст вам... верою вселиться Христу в сердца ваши".71 "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!"72 "Доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова".73 Так же, как индусы уповают на Калки-аватара, как последователи Зороастра ожидают Сосиоша, а буддисты бодхисаттву Майтрею, так же христиане ожидают Христа, чтобы закончились настоящие времена и "се, творю все новое".74 Имена различаются, а идея одна и та же.

Христианская церковь также признает существование боговдохновенных людей: пророков, апостолов, святых различной степени — и в этом согласуется вполне с евреями. В действительности нет ни одной религии без этих святых проявлений воплощающегося Духа.

Христиане, кроме того, верят, что Дух Божий воплощен в каждом человеке: "Разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?"75

Таким образом и для христиан каждый человек есть божественное воплощение, ибо Христос есть "первородный между многими братиями".76

Эта уверенность и есть та светлая истина, которая обеспечивает осуществление слов Христа: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный",77 — слова, которые иначе были бы безнадежно недостижимы для человека. Ибо в то время, когда внешний человек борется против слабостей и соблазнов, внутренний человек изливает силу в соответствии с усилиями первого: "совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению";78 немало христиан, которые не решаются принять в полноте всю славу и силу, исходящую из этих текстов, указывающих, что человеческий Дух воистину божествен; но даже и они верят, что каждый человек представляет собою Бессмертный Дух, облеченный в плоть, верят, что Дух воплощен в каждом человеческом существе и, таким образом, разделяют, хотя и не во всей высоте, то верование, которое заключает в себе обетование человеческого бессмертия.

Сыны ислама не имеют ничего, соответствующего идее Аватары или Христа; они совершенно определенно отвергают ее, но в то же время вполне разделяют учение о Боговдохновенных людях, или Пророках, признавая их у всех народов и отдавая им должное почитание. "Мы не делаем никакого различия между ними", — говорят они. Что касается того утверждения, что человек — воплощенный Дух, в этом ислам согласуется со старшими религиями; в суфизме этот Дух признается божественным, но многие мусульмане, подтверждая, что человеческий Дух происходит от Бога, не признают тождественности своей природы с Ним.

В