А. Безант

Братство религий

деревья, а также и подвижные жизни, обладающие дыханием, являются ступенями проявления высшего вида".41

Было бы совершенно неразумно предполагать, что божественная Жизнь проявляется лишь в физической материи одного нашего ничтожного мира и ограничивается лишь нашей землей, водой и воздухом. Существуют не только бесчисленные населенные миры, но и огромные царства Пространства, всепроникающий эфир, миры, состоящие из материи слишком тонкой для нашего зрения, все это кишит существами, разделяющими неистощимую Жизнь Бога. Разумные существа всех степеней, сверхчеловеческие и подчеловеческие, принимая нашу собственную расу как мерило для сравнения, отражают божественный образ в вечно изменяющихся пропорциях; плодоносящие мириады жизней распределяются по ступеням необозримой лестницы, основание которой погружено во тьму видимых миров, а вершина теряется в величии небесного сияния:

... великого мирового алтаря ступени

Возносятся через тьму к самому Богу.42

Все религии признавали существование сверхчеловеческих невидимых Духов и называли их различными именами. Индусы и буддисты называют их дэвами, Лучезарными; евреи, христиане и мусульмане — ангелами и архангелами; последователи Зороастра дают им название семи амешаспентов (архангелов) с сонмами подчиненных им исполнителей (yazatas), включая сюда и фероаров. Большинство религий признают также существование низших духов, по большей части подчеловеческого порядка, и о них же говорится в народных верованиях всех стран и в произведениях наиболее одаренных воображением поэтов наших дней. Многие сенситивные люди чувствуют присутствие сознательной жизни в очаровывающих нас красотах природы, но есть и такие, которые способны видеть этих младших детей природы, забавляющихся в лесах, ручьях и воздухе; их называют духами природы, элементалями, феями, русалками, джиннами и т. д.

Дэвы или ангелы являются исполнителями воли Бога, разумными Сущностями, непрерывно работающими над тем, что мы называем "естественными законами природы". Они приводят в осуществление божественное Мышление в его непрерывной деятельности, ибо Бог сделал "Ангелов Своими посланниками",43 "Своими исполнителями, которые доставляют ему радость".44 Эти "Владыки Чистоты" правят в духовных и материальных мирах, "Владыки над всеми живущими в воде, Владыки над всеми живущими на земле, Владыки над всеми летающими, Владыки над всеми прыгающими. Владыки над всеми копытными".45 "Не все ли они суть служебные духи?"46 — спрашивает апостол Павел в Послании к евреям. Евреи говорят о том, как они охраняли пророка Елисея,47 и о других подобных проявлениях и заявляют, что создание земли происходило "при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости".48 Индусские и буддийские Писания полны ссылок на ангелов и описаний как их, так и миров, иных, чем наш мир, и сам Будда говорит о своем знании этих миров и их обитателей.49 По индусским Писаниям Создатель вызвал к жизни великие сонмы Лучезарных (дэв), одних — для сношения с человеком, а других — для оживотворения законов природы и для управления ими; по этим Писаниям дэвы предшествовали человеку в порядке эманации. Они имеют много имен, но все извлекают свое бытие и свои силы от единого Бога: "Все Лучезарные воистину Он Сам; все они опираются на Самого (Self)".50 И безразлично, упоминаются ли их имена или нет; всякая сила исходит от Бога, подобно тому как в монархическом государстве все предписания носят имя монарха, хотя бы они издавались и выполнялись его уполномоченными.

Некоторые из дэв управляют законами природы,51 другие заведуют помощью людям и отвечают на их молитвы, касающиеся материальных вещей: "Те, которые добиваются успеха в земной деятельности, поклоняются Лучезарным", но духовный человек не поклоняется им, ибо они помогают лишь в земных успехах, где "скоротечны воистину плоды".52

В христианской церкви упоминаются три больших разряда ангелов, подразделяемых на девять групп:

1-я — Серафимы, Херувимы, Престолы.

2-я — Власти, Силы, Господства.

3-я — Начала, Архангелы, Ангелы.

Начала суть Ангелы Хранители народов и государств, тогда как девятая группа касается исключительно индивидуального человека.

У мусульман имеется четыре великих архангела: Гавриил, Св. Дух или ангел Откровения; Михаил, ангел Покровитель; Азраил, ангел Смерти; Израфил, ангел Воскресения.53 Есть у них еще Сандольфон, ангел Молитвы. Около каждого человека находятся два приставленных к нему ангела, запечатлевающих его жизнь день за днем. Коран часто упоминает о деятельности ангелов; они "подчиненным