А. Безант

Братство религий

образом управляют делами этого мира"54 и, по описаниям, обладают чистыми и тонкими телами, созданными из нур — тонкой огненной субстанции; они же имеют задачей запечатлевать действия людей и отделять их души от тела при смерти.55 Архангел Гавриил был тем, который принес божественную весть Пророку,56 как в христианских Писаниях Деве Марии.57 Коран говорит также о низших духах — о пяти разрядах джиннов или духов, относящихся к пяти элементам природы и созданных из огня; некоторые из них добрые, а некоторые злые; "некоторые из нас (духов) правдивы, а некоторые совсем иные: мы все различного рода".58 Обращение к ним не одобряется.

В Писании Вендидад дается длинный перечень духов природы, которым не следует поддаваться.59 Там встречаются также фероары неба, воды, земли, деревьев, скота, которые поддерживают живых существ.60 Интересно отметить, что в религии Зороастра имя Фероар, или Фраварши, употребляется одинаково и для духа природы, и для человеческого Духа; человек признается определенным разрядом в многочисленных рядах живых существ, причем одни разряды поднимаются над ним до самого проявленного Бога, а другие — спускаются вниз до простого атома.

Религия заставляет нас видеть во вселенной не мертвую машину или бездушный автомат, двигающийся механически по химическим и иным законам; она учит, что вселенная — живой организм, в котором химические действия — результаты живых деятельностей, подобно тому как химические изменения в клетках мозга являются результатом мышления; живой организм, в котором разум двигает природу к сознательно предусмотренным и заранее избранным целям. Религия определяет человека как существо, развивающееся среди других существ, из которых одни выше, а другие ниже его, и все развиваются подобно ему, поднимаясь на более и более высокие ступени, раскрывая скрытые возможности, развивая бесконечные потенции. Он — член великой семьи, в которой одни старше его, а другие моложе; старшие помогают ему, а младшие нуждаются в его помощи. Поразительная панорама взаимно переплетающихся жизней развертывается перед ним, и он видит, что и над ним, и под ним божественная Природа производит свою работу, следуя неизменной и совершенной Воле, которая и есть Закон; что ниже его уровня живые существа понуждаются этим Законом и бессознательно работают согласно с ним, а поднявшиеся выше его радостно присоединяются к этому Закону и работают сознательно, сообразуясь с ним, и что только на переходной человеческой ступени существует анархия борющихся воль. Он начинает понимать, что этот разлад есть необходимый переход от вынужденных деятельностей низших разрядов к добровольным, но одинаково закономерным деятельностям высшего Порядка; что человек занимает ступень, на которой развивается воля, и что анархия должна продолжаться до тех пор, пока его воля, которая является Аспектом Бога в человеке, не усвоит ту истину, что в добровольном согласовании с Волей Отца заключается истинная человеческая свобода. "Господь сказал: о человек! следуй только Моим законам, и ты станешь подобен Мне, и если скажешь: да будет, смотри! оно уже есть".61 И тогда перед ним развернется величавое представление о Небесном Человеке, тело которого состоит из живых клеток — индивидуальностей, двигаемых единою Жизнью. Представление это должно быть близко христианам, религия которых учит: "Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос... И вы — тело Христово, а порознь — члены".62 Те, которые поднимаются выше анархии враждующей человеческой воли на ступень сверхчеловеческую, становятся воистину "преславным телом", достойным пребывающего в нем Духа, двигаемого единой Волей, и эта божественная Воля направлена на то, чтобы поддерживать неустанно развивающиеся миры.

Примечание. Интересно, что одни и те же числа встречаются во всех религиях: у Зороастра 30 имен + 3 великих Духа; в индусской религии 33 великих дэвы; у гностиков 30 Корень Эонов + Христос, Св. Дух и Высочайший, что вместе опять составляет 33; 33 лежит и в основе неисчислимых сонмов.

Из индусских Священных Писаний

Индра, Митра, Варуна, Агни, так именуют Его, а Он златоперистый Гарутман. Мудрые говорят о Едином, как о многих; они называют Его Агни, Яма, Матаришва.

Ригведа, I, XIV, 46

Ею питайте Светозарных, и да питают они вас! Питая друг друга, вы достигнете высшего блага.

Бхагавадгита, III, 11

Стремясь к успеху в делах, люди приносят жертву Лучезарным.

Бхагавадгита, IV, 12

Поклоняющиеся Лучезарным идут к Лучезарным; поклоняющиеся