Николай Сант

Зов вечности

люди столь эффективно это используют, что постоянно применяют к самим себе, создавая порой несколько искусственных личностей. Во всяком случае, животные на такой самообман не способны, животные более честны перед собой и перед окружающими.

И все же давайте вернемся к смыслу жизни конкретного человека. Есть много философских, духовных, религиозных направлений, которые отвечают на эти вопросы, или пытаются на них ответить. Философия базируется на умозаключениях, теориях и различных ментальных конструкциях, поэтому ей трудно претендовать на истинность, да и любой настоящий философ никогда не станет отрицать широкого спектра возможных вариантов. По–другому дело обстоит с различными духовными и религиозными учениями –практически каждая религия претендует на трон высшей и, главное, полной Истины.

Так, что же дает право каждой религии провозглашать свою истинность? Наверное, в этом что–то есть, не могут же миллионы верующих дружно ошибаться и заблуждаться. Со времен образования основных религий в каждой из них были сотни случаев, когда верующие отстаивали свою религию, своего Бога ценой собственной жизни и ценой мучительных страданий. Неужели их вера настолько крепка, что они не отступались от нее даже перед лицом смерти? Что им давало такие силы? Откуда они черпали свою энергию? Возможно, они обладали большим, чем обыкновенной верой?

Действительно, каждый человек приходит к вере своим путем, для кого–то это длительный процесс исканий, обретений и разочарований, для другого — внезапное откровение, не подвергаемое сомнению. Но что объединяет всех верующих? Практически все они, вступив на духовный путь, обращаясь к Богу в молитвах, покаянии, общаясь со своими единомышленниками и посторонними людьми о своей вере, Боге, постоянно углубляются в своей вере и преданности. В конце концов человек, становясь истинно верующим, не просто верит, а знает. После этого истинного верующего невозможно переубедить или доказать ему неправильность его взглядов.

В каждой религии так же есть свои святые, которые продвинулись в своей вере, своем познании Бога, своем самопожертвовании Богу гораздо дальше остальных. Но как можно познать Бога, как можно узнать цели Бога и Его волю? Это можно объяснить так: каждый человек, если он полностью посвящает себя своему делу, становится специалистом, экспертом своего дела. Но что надо делать, чтобы познать Бога, познать всю Вселенную, чтобы вера переросла в уверенность, вера стала знанием? Для этого надо жить Богом, думать о Боге, мечтать о Боге, стремиться к Богу. Похожи ли методы различных святых, какие отличия и какие общие черты в их духовной практике? И почему, несмотря на идентичные духовные опыты, остается так много различных религий и религиозных направлений? Очевидно, обладая схожими духовными методами достижения Истины, все духовное знание, обретаемое с помощью этих практик — неполно.

Но есть ли духовное знание, нисшедшее от самого источника всей Вселенной, ведь даже при поверхностном взгляде на все религии видно, что они взаимосвязаны, и связь эта находится в высшей духовной сфере этих религий — Боге (Он Един и Всемогущ), и есть ли духовные практики и методы достижения этого Высшего знания? Очевидно, что в рамках религий и церкви, закомплексованых собственными заповедями и обетами, религиозными догмами, достичь Высшего знания не представляется возможным.

До наших дней дошло множество древних писаний, повествующих о путях достижения Бога, духовной эволюции человечества, писаний, направляющих цивилизации на путь духовного развития. В их числе Ветхий и Новый Заветы, составляющие Библию. Христианский мир провозглашает Библию книгой книг, игнорируя другие писания, порой более древние и содержательные в духовном плане. Так, нам известны такие писания, как Авеста, Веды, Упанишады, буддийские сутры, Махабхарата с Бхагават Гитой и многие другие, которые сами по себе не являются религией, а, скорее всего, беспристрастно описывают Бога, Его проявления во всем их многообразии, создание и строение Вселенной, место человека в этом мире. Если взять Евангелие, то в нем довольно много духовной информации, но это не делает Евангелие религией — оно только писание, люди же, которые читают его, толкуют по–своему второстепенные детали писания, и путем утверждения выявленных отличий создают новую религию. Дошло до того, что появилась христианская религия, отрицающая существование души и жизни после смерти. И действительно, в Библии столько противоречий, или, если хотите, столько неясностей, что ее можно подстроить под