Волинский Стивен

Квантовое сознание

глаза и заметьте пустое пространство. Теперь создайте образ морского берега. Пусть берег станет реальным с ощущениями, звуками волн, может быть даже с температурой воздуха, и переживите это.

Теперь заметьте, как чтобы переживать этот образ, вам нужно не замечать фон или пространство. Расширьте свое осознание и заметьте пространство, окружающее переживание. Заметьте, как переживание теряет свою власть, когда учитывается фон или пространство. Почему? Потому что вы расширяете свое осознание, включая в него неизменное пространство. На психологическом языке, вы разряжаете картинку или сюжет, учитывая пространство или фон, в котором сюжет происходит.

??????????????????????????????????????????????????????????????????????

Еще одна иллюстрация (о которой говорилось в пятой главе): вообразите, что рассматриваете альбом с фотографиями. Если вы исключите из рассмотрения фон или страницу, на которой наклеены карточки, они покажутся более важными. Если вы расширите свое осознание, как объектив с увеличением изображения, и включите в рассмотрение всю страницу, картинка утратит свою важность. Это разрядка сюжета, картинки или воспоминания, которое вы сохраняете в сознании. На языке Эриксона это можно назвать разрядкой сознательных установок.*

Что это значит в контексте квантовой психологии? В жизни мы фотографируем картинки травм (изнасилование, инцест, и т. д.), буквально держим их перед лицом и относимся к миру сквозь них. Например, человек к которому приставала мать, может сохранять воспоминание, что его используют в своих интересах, и относиться к женщинам, ожидая этого. Вблизи женщин он может пугаться, застывать в неподвижности, или уходить. Это установка, которая вызывает пост-травматический стресс. С помощью расширения сознания, включения в него пространства как контекста, содержащего картинку, уменьшается застывшее застревание воспоминания. Это позволяет человеку относиться к женщинам через большее окно, чем только одно это окно-картинка.Уменьшается его пост-травматический стресс и ослабляется установка, расширяется его мировоззрение.

Как применять это к себе, или, если вы терапевт, к другому, будет показано в девятой главе.

Квантовое упражнение 40

??????????????????????????????????????????????????????????????????????

От пространства к форме

Шаг I: Закройте глаза и увидьте пространство.

Шаг II: Откройте глаза и увидьте физические объекты.

Шаг III: Рассматривая внешние формы, удерживайте часть внимания на пространстве. На секунду закройте глаза и увидьте пространство. А когда ваши глаза открыты, смотрите на внешний мир.

Практика

Фасилитатор группы:

На секунду откройте глаза и увидьте внешний мир. Теперь закройте глаза и увидьте внутренний мир. Откройте глаза, и появится внешний мир. Закройте глаза, и увидьте пространство. Продолжайте открывать и закрывать глаза, пока не сможете сохранять фон пространства при рассмотрении людей и объектов.

??????????????????????????????????????????????????????????????????????

Когда вы освоите пространство (внутреннее) и мир (внешний), распределите свое внимание. То есть обращайте внимание одновременно и на мир снаружи, и на пространство внутри. Для этого нужна практика, но по мере развития этого умения вы сможете поддерживать контакт одновременно и с внешним, и с внутренним миром. Часто во взаимоотношениях большинство из нас теряют свое пространство, сосредоточиваясь на партнере. Другие теряют контакт с близким человеком, оставаясь в пространстве. Получается двойной тупик, либо Я сохраняю взаимоотношения и теряю себя, либо Я сохраняю себя и я один, у меня нет связей с другими. Таким образом создаются постоянно возникающие в отношениях конфликты. На семинаре меня часто спрашивают: Как я могу сохранять себя (мое собственное пространство) и сохранять связь с другим (взаимоотношения)?

Эти упражнения подсказывают, что можно сохранять и то, и другое, распределяя свое внимание внутрь и наружу, чтобы они были уравновешены. П. Д. Успенский, известный мистик и ученик суфийского учителя Г. И. Гурджиева, предлагает такой подход:

Когда я обращаю внимание на внешний мир, я как стрела, указывающая наружу. Когда я закрываю глаза и погружаюсь в себя, мое внимание становится стрелой, указывающей внутрь. И вот я пробую делать и то, и другое-одновременно направлять стрелу внутрь и наружу-я сразу же обнаруживаю, что это невероятно трудно. Через секунду или две я либо забываю о внешнем мире и погружаюсь в сны наяву, либо забываю о себе и увлекаюсь тем, на что я смотрю. (Вилсон, 1980)

При таком подходе практикующего