Бессер-Зигмунд

Магические Слова

вместе со зрителем, понимаете, что именно происходит в данный момент: кого-то убивают, двое

любовников находятся вместе, полиция гонится за преступником. Музыка подсказывает нам чувства, соодететвующие

кадрам фильма. Р. Бэндлер в своей книге Пусть мозг поможет тебе измениться пишет, что прежде всего различные

качества отдельных каналов органов чувств тесно связаны с нашей эмоциональной жизнью). Если рассматривать зрение,

мы можем вообразить себе настоящего кинооператора, снимающего для нас ..внутренние фильмы. Выражение это

мне близко и понятно указывает на весьма неравнодушное восприятие события. При фразе у меня работы выше

головы речь идет даже об искажении масштаба.

Внутренние переживания могут заставить человека ощущать себя куда менее значительным, нежели он есть на са-

мом деле, а материал для внутренних переживаний предстает в сильно преувеличенном виде. Решающее значение

приобретают все возможные варианты, о которых можно узнать естественным путем, начиная с домашнего просмотра

телепрограмм. Черно-белое изображение настраивает скорее всего по-деловому, цветное - пробуждает эмоции. На не-

которых людей, напротив, тревожные кадры черно-белой кинохроники воздействуют сильнее, чем, скажем, те же изо-

бражения в пастельных тонах. В свою очередь, неоновые огни (то есть кричащие цвета) нередко усиливают страх. Игра

светлыми и темными красками тоже вызывает явные различия в чувствах. Например, депрессия часто ассоциируется с

темнотой, а радостные переживания, наоборот, отображаются или рисуются в воспоминаниях в светлых, радужных

красках. Подумайте еще и о таких словах, как озарение, блестящая мысль или даже свечение, исходящее от

определенных людей. Хотя и тут каждый реагирует индивидуально.

Подобные различия в чувствах вызывает и мир звуков. Внутреннее звучание, звуки и шумы пробуждают эмоцио-

нальные реакции так же, как и внешние слуховые контакты. Прислушайтесь однажды к тому, как нервничающий

школьник произносит слово математика; словно стартует автомобиль с дряхлым аккумулятором. Сходным образом

многие из тех, кто готовится к экзамену, внутренне откликаются на слово экзамен, как в фильме ужасов, когда раскаты

эха тонут во мгле. Дети склонны к тому, чтобы спонтанно напевать слова, означающие для них что-то особенно

прекрасное: Каникулы! Каникулы! Этим умело пользуются специалисты по рекламе. Стоит только вспомнить одну из

многочисленных рекламных припевок, обращенных прежде всего к детям: Фрутелла! Вместе будет наслаждаться!, как

внутренний голос тут же пропоет вам эти слова. Давайте проведем эксперимент. Представьте себе, что слушаете

записанный на магнитофон рефрен Фрутелла в повторяющемся и очень монотонном воспроизведении. Звуки

становятся глубже и протяжнее, ритм замедляется. Неожиданно рефрен утратил свою бьющую ключом жизнерадост-

ность. Слова остались прежними. Одна лишь качественная трансформация слухового восприятия изменила наше чув-

ство.

На самом деле рассуждать об этой теме можно бесконечно. Если вас это очень заинтересовало, прочитайте книгу

Бэндлера Пусть мозг поможет тебе измениться.

В моей работе меня интересовало, насколько тщательно мозг кодирует слово, как он рисует географическую кар-

ту, с тем чтобы вызывать именно то чувство, которое человек индивидуально связывает с этим словом. Например,

Гельмут Коль не только крупный и влиятельный канцлер Германии. У части немцев он вызывает восхищение, другая

часть населения, напротив, осуждает его политику. Запечатленное мозгом имя, помимо создания связи этого имени с

объективной информацией, должно быть еще индивидуально закодировано. То есть слово должно будить деятельность

параллельно работающих модулей мозга. И тогда эта модульная программа будет отвечать за чувство, с которым свя-

зано слово, образ (значение слова) и за определенные характеристики, воспринимаемые на слух (речевое высказывание

и звучание слов влияют слова). Кроме того, могут возникать ассоциации, связанные с обонянием или вкусом. Все эти

проявления сосуществуют, взаимно дополняя друг друга и образуя единую комбинацию, обусловливающую субъ-

ективное восприятие слова, и все они имеют отношение к одному и тому же феномену, причем каждый из каналов ор-

ганов чувств вносит свой вклад в создание общей картины объективного и субъективного значения слова. Итак, мы

вновь возвращаемся к пяти нашим чувствам.

Моя работа убедила меня в том, что мысленно люди совершенно по-разному изображают слова. Большое влияние

имеет значимость