Барбарен Жорж

Загадка большого Сфинкса

памятников, история которых до сих пор не разгадана. Ничего достоверного не дошло до нас ни от путешественников, ни от ученых, ни от поэтов. Никаких документов, никаких книг, никаких народных сказаний, ни даже вероятных предположений. Воспоминания даже наиболее осведомленных людей сводятся к банальным констатациям, которые напоминают книжонки для гидов.

Также приходится изумляться той немыслимой инертности, которая охватывает перед лицом Большого сфинкса самые острые умы. По меньшей мере, они скрывают свои действительные чувства за обычными свидетельствами.

Но невозможно освободиться от влияния этого пронизывающего взгляда сфинкса.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТАТУИ

Действительный возраст Большого сфинкса восходит к началу адамовой эры. По меньшей мере, он современник пирамид, ансамбль которых он, как мы увидим, завершил собой.

. Изображение Большого сфинкса подвергалось на протяжении истекших веков многочисленным ударам судьбы. Много раз его целиком покрывали пески, в течение целых веков его считали легендой или простым воспоминанием. Время от времени пески приходили в движение, полностью или частично открывая его. Одна из надписей, относящихся к Четвертой династии*, отзывалась о сфинксе как о монументе, происхождение которого теряется во тьме времени**.

В ту эпоху царствовавший фараон приказал насыпать ливийский песок вокруг ансамбля статуи, который на целое поколение исчез с лица пустыни.

Таким образом, много раз после своего зарождения из камня Большой Сфинкс оказывался мертвым и погребенным.

С каждым возрождением он все выше подымался над землей, поскольку каждый раз большая или меньшая часть окружавшей его бока почвы отбрасывалась в сторону.

На фотографиях пятидесятилетней давности видно чудище, лишенное лап, в то время как на современных снимках его передние лапы вырисовываются совершенно рельефно. Здесь следует отметить это внезапное полное появление Большого сфинкса, будто он обращается к современной эпохе.

* Процитировано в книге Фр. Ленормана История Востока.

Если эта информация точна, то, учитывая, что Хеопс, Хефрен и Микерин принадлежали к Четвертой династии, Большой сфинкс был воздвигнут задолго (как, возможно, и сами, пирамиды) до этих фараонов.

ИССЕЧЕННОЕ ЛИЦО

У основания скалы от самых лап и до шеи статуи виднеется несколько слоев каменных напластований. Майу связывает с шестью естественными слоями или осадками камня последовательное понижение воды в Ниле. И эта бахрома затемненных полос дала ему возможность предположить отвод египтянами вод Нила в целях орошения земель.

Эрозия камня происходила и благодаря разницам в температурах, естественному выветриванию поверхности, постоянному воздействию напора песков, которым сопровождались попытки людей засыпать Большого сфинкса.

Нос статуи почти полностью разрушился, что придает профилю сфинкса курносый вид. Огромный рот, за исключением части верхней губы, приоткрыт. Уши, за исключением некоторых линий, несколько повреждены, довольно сонные треугольные глаза всегда обращают свой взгляд к небу.

В позе Большого сфинкса чувствуется естественное достоинство. Когда на статую смотрят либо в анфас, либо с правой или левой стороны, невозможно отказать ей во впечатляющем величии.

Шесть слоев скалы виднеются и на лице. Первый идет от вершины черепа до надбровной дуги, второй проходит через глаза, третий охватывает нос, четвертый спускается до середины рта, пятый отходит от нижней губы, а шестой заканчивается на подбородке.

Когда полуденное солнце освещает голову сфинкса и тени опускаются к нему на грудь, можно заметить, что его головной убор как

бы забрызган ягодами терновника, кусты которого растут на выступах камней.

Внимательное изучение лица Большого сфинкса приводит к двум различным концепциям, одна из которых этнического плана, другая - естественного.

Прежде всего изумляет, что его черты не похожи на черты египтян, а скорее напоминают черты нубийцев. Прототипом Большого сфинкса, вероятно, служило не дитя Иафета, не дитя Сома, а сын Хама, возможно, сам Нимрод, первый фараон негритянского происхождения.

Далее возникает в памяти своего рода древний человек или предок кроманьонца*, выделявшегося выдающимися челюстями и прямым лбом.

Мысль, которая приходит позднее, относится к трупу, который уже начал разлагаться, своего рода остову, который находится на пути к освобождению.

Доисторического человека Европы.

ЕДИНСТВЕННЫЙ ДРЕВНИЙ ТЕКСТ СО СЛОВАМИ СФИНКСА

У основания груди сфинкса, выше передних лап, имеется иерографическая надпись, справа и слева от которой