Лайтман М.

Каббала. Основные положения

обнаружили тесную связь между всеми - самыми разнообразными - частями мира и потому отбросили теорию многосилия и выдвинули предположение о связывающей и мудро руководящей единой силе мира. Но вследствие ничтожности человечества относительно величия этой силы мы, человечество, предоставлены сами себе.

Но независимо от многочисленных теорий создания и управления миром человечество страдает. И не понимает человек, почему природа так бережно относилась к нему в утробе матери и в период раннего развития и так безжалостна в те годы, когда он, повзрослев, казалось бы, нуждается еще больше в ее опеке. Возникает вопрос: а не мы ли сами являемся причиной жестокости природы относительно живого мира?

Все действия природы взаимосвязаны, и потому, нарушая один из ее законов, мы выводим систему из равновесия, и совершенно неважно, говорим мы о Природе как о Руководителе, не обладающем чувствами и целями, или как о Создателе, обладающем планом, целью и мудростью. Неважно потому, что мы существуем в мире определенных законов и, нарушая их, получаем в виде наказания испорченную среду, общество и нас самих (причем ввиду того что законы природы взаимно связаны, мы, нарушая один из них, получаем подчас неожиданный, жестокий удар с другой стороны).

Природа или Создатель, что в принципе неважно, действуют на нас посредством определенных законов, и мы обязаны выполнять их как объективные и вынуждающие. Согласно Каббале, числовое значение Элоким равно значению слова Тэва, что указывает на связь Создателя с нами посредством законов природы.

Нам важно понять законы природы, поскольку их несоблюдение - причина всех наших страданий. Ясно каждому, что человек нуждается в обществе подобных себе, и невозможно его существование вне помощи со стороны окружающих. И очевидно, что если кто-либо вдруг захотел бы изолироваться от общества, то вынудил бы себя к жизни, полной страданий и лишений, потому что не в состоянии был бы себя обеспечить самым необходимым.

Именно природа обязывает человека жить среди ему подобных и, общаясь с ними, выполнять две операции - получать необходимое ему от общества и давать, обеспечивать, в свою очередь, общество продуктом своего труда. И нарушающий одно из двух правил нарушает равновесие и потому заслуживает наказания со стороны общества.

В случае чрезмерного получения (например, воровство) наказание со стороны общества следует незамедлительно. В случае же отказа в отдаче своих услуг обществу наказание, как правило, не следует вообще или не находится в прямой зависимости от нарушения. Поэтому условие, требующее обеспечивать общество своими услугами, обычно не соблюдается. Природа же действует, как квалифицированный судья, наказывая человечество в соответствии с его развитием.

Согласно Торе, чередование поколений в мире - это лишь появление и исчезновение тел, в то время как душа, наполнитель тел, главное я человека (его желания, характер, мысли, записанные, как всякая другая информация, на материальном носителе - клетках мозга) не исчезает, а лишь меняет носитель.

Кругообращение постоянного, ограниченного количества душ, их спуск в наш мир и одевание в новые тела дает нам новые поколения людей. Потому относительно душ все поколения от первого до последнего считаются как одно поколение, жизнь которого - несколько тысяч лет от рождения человечества и до его смерти, и неважно, сколько переодеваний в тела проходит каждая душа, потому как смерть тела не отражается на душе, которая является материей более высокого уровня. Так срезание волос, ногтей - материи растительного уровня - не отражается на жизни животного - тела.

Создав и предоставив в наше распоряжение миры, Создатель поставил этим задачу - достичь слияния с Ним путем постепенного духовного развития, сближения, подъема. Но обязано ли человечество выполнять его волю?

Каббала раскрывает полную, замкнутую картину управления нами. И получается, что добровольно или через страдания, в этой или одной из последующих жизней, в результате воздействия физических, социальных, экономических сил каждый из нас и все человечество в целом будет вынуждено принять цель творения за цель жизни.

В конце поколений все достигнут одной цели. Разница лишь в пути: идущий к этой цели добровольно, сознательно получает двойной выигрыш - наслаждение от слияния с Творцом вместо страданий - и в чувствах, и во времени.

Драма состоит в том, что человечество еще не представляет себе несчастий, предстоящих ему, - ведь цель поставлена и законы Торы неизменны. И личные каждодневные страдания, и периодические глобальные