Лайтман М.

Каббала. Основные положения

составляет план, спецификации. И все его действия определяются конечной, заранее известной целью.

Так и после выяснения конечной цели творения нам ясно, что все созданное и пути управления им преследуют эту конечную цель. Цель управления - в постепенном развитии человечества до способности ощутить Создателя в той же степени, как и ощущения созданий в нашем мире.

Снизу вверх - путь постепенного постижения духовного, т.е. путь развития человека до состояния ощущения постороннего как себя, и затем до состояния ощущения духовных объектов как материальных и т.д. - до самых высших их ступеней, т.е. до самого Создателя. Это порядок постижения человеком Создателя, идущего по тем же ступеням, по которым проходило создание сверху вниз. То есть по уже готовому пути, и при постижении все более высших ступеней раскрываются во всей полноте и соответствующие им низшие.

Сверху вниз - порядок творения миров: духовных и нашего - конечного, материального мира.

Физическое выполнение законов творения - необходимое условие духовного развития, следующее из того, что исполнитель находится в нашем физическом мире.

Духовное выполнение законов творения - физическое выполнение является лишь необходимым условием, подготовкой к духовному выполнению. Необходима мысль, желание исполнителя путем их исполнения достичь цели творения - лишь тогда исполнение законов - инструмент, средство духовного совершенствования, как сказано Творцом: Я создал в вас низменные желания и в противодействие им создал Тору.

Тора - как средство духовного самосовершенствования делится на две части:

- изучение физического выполнения законов;

- изучение духовного их выполнения.

Пути их действия в нашем и духовных мирах и их последствия. Лишь совмещением физического и духовного выполнения достигается необходимый результат. Каббала изучает пути духовного выполнения и следствие от совместного действия обеих частей.

Как следует из опыта, человек, достигший духовным развитием ощущения духовных миров, непосредственно, без чтения Торы получает о ней полное представление, поскольку все повествующееся Торой - суть законы миров.

Периоды Каббалы - с начала творения мира до разрушения второго Храма каббалисты в открытую занимались Каббалой. Все духовные силы ощущались в нашем мире более явно, наш контакт с духовными мирами был более значителен и тесен, в частности через Храм и проводившиеся в нем службы.

По мере нравственного падения общества мы лишились ощущения духовных миров, став недостойными (т.е. отличными по свойствам), и потому пал Храм и начался галут, и каббалисты уже втайне продолжали заниматься Каббалой, закрыв в нее доступ недостойным.

Сказано в книге Зоар: Желание Творца в том, чтобы не открывалась мудрость Его миру, но когда мир будет приближаться к дням Машиаха, даже детям откроются тайны Его и смогут высчитывать и изучать будущее, и в то время откроется Он всем.

Рабби Шимон бар Йохай был последним из Каббалистов догалутного периода и потому получил разрешение свыше написать книгу Зоар.

Почти 15 веков Каббала была под запретом, пока не появился каббалист Ари, постигший всю Каббалу и открывший нам Зоар, благодаря своим трудам: ...И в 600 лет шестого тысячелетия откроются наверху источники мудрости и польются вниз.

А каббалист Авраам Азулай (VI век) нашел в старинных рукописях, что с 5300 года от сотворения мира могут заниматься Каббалой все в открытую, взрослые и дети, в будущем именно и благодаря этому придет Избавитель.

И как признак того, что мы находимся в конце дней мира, появился в наше время великий каббалист рабби Йегуда Ашлаг, который объяснил всю Каббалу понятным нам языком, методом, подходящим именно для наших душ.

Особенность Каббалы как науки заключается в том, что она включает в себя все знания о нашем мире (т.е. все науки во всей их нераскрытой полноте) как составляющие, поскольку изучает корни нашего мира, из которых он появился и управляется.

Душа - ощущаемое каждым свое я, при подробном рассмотрении делящееся на наше тело, силу его оживляющую (животную душу) и силу влечения к духовному (духовную, божественную душу), отсутствующую практически в духовно неразвитом человеке.

Тело человека и его животная душа - продукты нашего мира, и они достаточны для его познания через наши органы чувств. Развивая духовную душу (путем борьбы с я - эгоизмом) человек получает способность ощущения вне своего я (я духовное, альтруистическое возникает из отрицания я эгоистического) и таким образом начинает ощущать извне более высокие, духовные колебания, пока не развивает свою духовную