Лайтман М.

Каббала. Основные положения

и человек, в каждом из которых наблюдается целенаправленное развитие - медленный, постепенный, основанный на причинно-следственных связях рост. Как растущий на дереве плод, следуя этой цели, становится приятным и годным лишь в конце созревания.

Но сколько промежуточных состояний проходит плод от оплодотворения до окончания роста! И ничего эти промежуточные состояния не говорят о конечном состоянии плода - когда он мягок и сладок, а скорее, наоборот: насколько плод хорош, когда он созрел, - настолько он горек и тверд в стадиях созревания (как гадкий утенок).

И так же в животном мире: животное умственно ограничено в зрелом возрасте, но это вовсе незаметно в период роста. В однодневном теленке, например, есть уже все присущие быку свойства и качества, т.е. он практически больше не развивается духовно - в противоположность человеку, здравому в расцвете лет, но совершенно беспомощному и жалкому в первые годы жизни.

И настолько поразительна разница, что появись исследователь, не знающий наш мир, он с первого взгляда, глядя на этих двух новорожденных, сделал бы вывод, что, конечно, из человеческого детеныша вряд ли получится что-либо стоящее, а из бычка уж точно выйдет как минимум новый Наполеон.

Промежуточные состояния, как правило, обратны конечному результату. И поэтому лишь тот, кто знает конечный результат, не поражается неприглядному виду объекта в процессе развития. Потому так часто, не предвидя конечного результата, делаются неверные выводы.

Таким образом, выясняется, что пути управления Создателем нашим миром целенаправленны и проявляются лишь в конце развития. Создатель руководствуется в своем отношении к нам лишь добром без какой-либо примеси зла, и цель Его руководства заключается в постепенном нашем развитии до того состояния, когда в конце развития мы будем способны получить все хорошее, что уготовано нам. И несомненно, эта цель, согласно Его замыслу, будет достигнута.

Развитие в нужном направлении уготовано нам по двум путям - пути страданий (путь развития как результат осознания добра и зла и выбора добра по необходимости) или по безболезненному и короткому пути соблюдения Торы, когда желаемый результат развития достигается выполнением ее законов

Цель всех законов Торы - в осознании плохого и хорошего в нас и развития чувства ненависти ко всему дурному. Выполнение законов способно избавить нас от всего плохого, так как разница в развитии заключается лишь в более или менее глубоком осознании зла в человеке и более или менее сильном желании избавиться от него.

Основа всего зла - наш эгоизм, так как он противоположен природе Создателя, желающего дать нам лишь добро. Поскольку все воспринимаемое нами как приятное идет лично от Него, то в близости с Создателем ощущается приятное, а пропорционально степени удаления - чувствуется страдание.

Поскольку ненавистен эгоизм Создателю, то, в зависимости от степени развития, он становится ненавистен и человеку: эгоизм воспринимается как естественное чувство у духовно неразвитого, и потому он пользуется им без стеснения и границ (вплоть до воровства и убийства на глазах у всех), у более развитого уже возникает чувство стеснения при открытом пользовании эгоизмом, а у духовно развитого человека это чувство доходит до ненависти к эгоизму.

Таким образом, мы находим ответы на первоначально поставленные вопросы:

- Сущность Каббалы и преследуемая ею цель - в достижении человеком уготовленного ему высшего уровня развития добрым путем, а не путем страдания.

- Каббала дана не на благо созданиям, а как руководство к самосовершенствованию.

ЯЗЫК ВЕТВЕЙ

У нас нет слов выразить и передать духовные понятия, не связанные временем, местом, движением, поскольку весь словарь ограничен восприятием нашего мира. Как трудно подобрать слова и объяснить пережитые чувства не испытавшему их!

Но как все же можно выразить те неуловимые нашими органами чувств понятия, точно описать их и передать друг другу их правильный смысл? Ведь если хоть одно понятие не найдет себе адекватного соответствия в слове, то пропадет точный смысл всей науки.

Любой объект и действие в нашем мире берут начало из соответствующего, определенного объекта в духовном мире. И потому нашли каббалисты верный путь передачи информации, знаний друг другу, взяв за основу названия предметов и действий (ветвей) нашего материального мира для описания соответствующих им предметов и действий (корней) в духовном мире.

Язык этот был разработан людьми, достигшими духовных миров еще при жизни в нашем мире и потому точно знавшими эти соответствия.