Лайтман М.

Каббала. Основные положения

душу из точки до присущих ей размеров.

Внутренняя суть Каббалы - по своему внутреннему содержанию это свет Создателя, исходящий от Него и по определенным законам доходящий до нас.

Закон ветвей - говорится в Каббале: Нет зернышка внизу, чтобы не было его ангела наверху, т.е. силы, толкающей его к росту и развитию.

Все миры подобны друг другу - разница лишь в материале, из которого они созданы (чем выше мир, тем более чиста его материя), но законы их действия и формы одинаковы, и каждый последующий является точной копией - ветвью от предыдущего - корня.

Населяющие определенный мир способны чувствовать лишь в его пределах - поскольку органы чувств воспринимают только материал данного мира. Лишь человеку дана возможность одновременно постичь все миры.

Язык ветвей - у населяющих определенный мир есть общие ощущения в восприятии предметов их мира, и таким образом возможен обмен чувствами через их словесные обозначения. О происходящем в других мирах можно сообщать, используя тот же язык, но подразумевая, что речь идет о предметах другого мира, соответствующего как копия нашему миру. На таком языке и написана Тора.

Ступени постижения - последовательные уровни ощущения Творца, составляющие как бы лестницу от нашего мира вверх. Наинизшая ступень этой лестницы, называемая махсом, - она настолько скрывает от нас все духовные силы, что у человека совершенно отсутствует всякое их ощущение, и потому источник жизни и ее цель он пытается найти в своем мире.

Свет в духовных мирах - передача информации, чувств, наслаждений осуществляется посредством распространения или исчезновения духовной субстанции, называемой светом (по аналогии со светом в нашем мире, дающим жизнь, тепло и т.д., или свет мысли, прояснения, просветления).

Право на существование - каждая вещь в нашем мире, хорошее и плохое, и даже самое вредное, имеет право на существование. Но возложена на нас возможность исправления и улучшения. Нет ничего лишнего, ненужного. И все для блага человека в прямом смысле (хорошие вещи) или обратном (плохие), чтобы, исправив себя, мы нейтрализовали их вредное воздействие.

Исправление - Создатель не закончил создание нашего мира. Его дополнение до совершенного, целого возложено на нас. Как горек плод в период созревания, таким видим мы наш мир. Его исправление - наша задача и цель.

Вознаграждение - наслаждение (вкус созревшего плода). В человеческих силах влиять лишь на самого себя и ни на что внешнее. Поэтому исправление возможно лишь самоусовершенствованием каждого.

Два пути исправления - путь принятия духовных законов Исправления к исполнению каждым, в первую очередь - любовь, сочувствие к ближнему, называется путем Торы. Он является предпочтительным и со стороны Творца, поскольку его цель доставить радость творениям на всех стадиях их существования (горечи плода мы в таком случае не чувствуем).

Путь страданий - путем проб и ошибок в течение определенного времени (6000 лет) все равно придти всем человечеством к необходимости исполнения законов творения.

Каббалист - каждый в нашем мире, кто путем изучения и выполнения духовных законов достигает подобия Творцу, развивает себя духовно настолько, что сам становится частью духовных миров.

Заповедь - свеча, а Тора - свет - есть две стадии выполнения законов Торы. Первая - воспитательная, когда человек выполняет всевозможные действия, которые должны привести его к исправлению и выходу в высший мир. Этот период называется подготовительный (зман ахана).

Но есть иной уровень выполнения заповедей - духовный: душа человека состоит из 613 желаний. Исправляя каждое из них с ее эгоистического применения ради себя на альтруистическое применение ради Творца, человек получает в каждое исправленное желание соответствующий этому желанию, заповеди, свет Создателя, Его ощущение, ощущение слияния с Ним. Исправление желаний называется выполнением заповедей. Свет, получаемый в исправленные желания, называется свет Торы (свет свечи). Тора - это совокупный свет, который должен наполнить всю исправленную душу.

Постижение - происходит путем внутренней работы над собой, изучением характера и свойств духовных объектов. Необходимо предупредить, что речь идет не о психологических ощущениях типа полета, не о фантазиях и внушениях, а о действительном подъеме в мир, материал которого духовен, т.е. выше и вне всяких связей с человеческим психологическим восприятием.

Наслаждение - возможно, лишь если есть желание и стремление. Желание возможно при условии, что наслаждение известно. Стремление возможно лишь при отсутствии наслаждения