Лайтман М.

Каббала. Основные положения

заставляет индивидуум бороться за свое существование, и если мы убиваем какое-то из его желаний, стремлений в жизни, мы лишаем его возможности использовать свой потенциальный сосуд жизни, наполнить который - право, данное ему Создателем.

Любые идеи прививаются человеку под действием окружающей его среды, как семя развивается лишь в земле - среде, подходящей ему. И потому весь наш выбор в жизни - это выбор общества, круга друзей. И меняя окружающую среду, мы не в состоянии сохранить прежние взгляды, потому как отдельная личность - лишь копия, отображение своего окружения, его продукт.

Люди, понявшие это, сделали вывод, что у человека нет свободы воли, поскольку он - продукт общества, и мысль не может управлять телом, поскольку внешняя информация заносится в память мозга, и, таким образом, мозг, лишь как зеркало, отражает все, происходящее вокруг.

Происхождение человека - это его основной, первичный материал, и по наследству получает он движения души, стремления, и лишь этим отличается один от другого. На всех одинаково влияет все окружающее - и все равно не найти двух одинаковых людей.

И знай, что этот первичный материал - истинное богатство индивидуума, которое даже нельзя пытаться изменить, потому как развивая лишь ему присущие данные, он становится личностью.

Потому тот, кто уничтожает хоть одно духовное движение, стремление, создает этим соответствующую пустоту в мире, поскольку ни в каком другом теле и никогда оно не повторится. И видно отсюда, какое преступление совершают цивилизованные народы, несущие свою культуру и разрушающие устои других.

Но возможно ли обеспечить полную свободу личности в обществе? Ведь ясно, что для нормального функционирования оно обязано навязывать всем своим индивидуумам законы, т.е. ограничения, нормы, и таким образом постоянно происходит борьба личности с обществом. Вопрос еще более острый: ведь если диктовать - это право большинства, то поскольку масса всегда менее развита, чем личность, то это означает регресс вместо прогресса.

Если общество создает свои законы согласно законам Торы, то человек, следуя этим законам, не теряет возможности максимального индивидуального развития (до слияния с Творцом), поскольку законы Торы - естественные законы управления миром и обществом.

Если же общество создает свои законы в противоречии с законами Торы, то человек, даже выполняя их, не может достичь максимального развития.

Согласно целенаправленному управлению, обязаны мы выполнять законы Торы - для развития в необходимом направлении личности и общества. Правило Торы указывает, что все должно решаться мнением общества.

Это правило классифицируется как природное правило управления, как, в общем, и все правила - Законы Торы, суть закона управления природой непосредственно или через внешний мир. Каббала, изучая взаимосвязь Законов Торы, действующих сверху вниз на наш мир, подтверждает, что закон влияния большинства в обществе также относится к природному закону, и все человечество идет к цели творения Сближение с Творцом двумя путями: путем Торы и путем страданий. Но каждый в отдельности, внутри человечества, может двигаться к этой цели целенаправленно, сознательно, выбирая себе каждый раз все более подходящее для этой цели общество: группу и руководителя.

СУЩНОСТЬ И ЦЕЛЬ КАББАЛЫ

В чем сущность Каббалы?

Где находится преследуемая ею цель - в этом или будущем мире?

Для чьего блага существует Каббала - для блага Творца или Его созданий?

Многие в течение всей своей жизни не получали ответа на эти вопросы, и вот уже вторую сотню лет это приводит к отдалению от религии...

Каббалисты, постигающие Творца, ощущают, что Он абсолютно добр. И объясняют, что не может Он причинить кому-либо в мире хоть малейшее страдание, поскольку желание получить, являющееся причиной всех неприятных ощущений, отсутствует в Нем.

Ведь только ради удовлетворения собственного недостатка в чем-то мы причиняем зло другому, и если бы это чувство постоянно не охватывало животное или человека - не было бы основы для всего зла на свете. А так как Создатель понимается нами как нечто абсолютно совершенное и целое, то отсутствие в Нем желания приобрести ведет к отсутствию основы для всякого зла.

Относительно нас Он проявляется как абсолютно добрый - чувство, охватывающее порою и каждого из нас в минуты радости, полноты, отсутствия недостатка. Но поскольку все, нами ощущаемое, исходит от Создателя, то лишь доброе и хорошее должны ощущать все Его создания?!

Вся окружающая нас природа подразделяется на четыре вида: неживая, растительная, животная