Бейли Алиса

От Вифлеема до Голгофы

зрения конкретного автора. Целью этой книги не является исследование трудного вопроса о дьяволе и определение моментов, когда Христос действовал как человек и когда как Сын Божий. Некоторые полагают, что Он был одновременно обоими и был Богом истинным от Бога истинного,116 и в то же время, по существу и в высшей степени человечным. Люди делают подобные утверждения, но они склонны забывать, что они означают. Они с решимостью утверждают свою точку зрения и забывают довести свою позицию до логического конца. Вывод состоит в том, что нам следует знать об искушении, чтобы как человеческим существам получить необходимый урок; поэтому давайте изучим эту историю с точки зрения человечности Христа, никогда не забывая, что Он учил подчинению божественному Духу и Душе в человеке и всегда держал под контролем Свое тело проявления.

Он был, подобно нам, искушен во всем, кроме греха.117 Он пришел в человеческом теле и попадал под действие человеческих условий так же, как и мы; Он страдал и мучился, Он чувствовал раздражение и был обусловлен Своим телом, Своей окружающей обстановкой и эпохой, как и все мы. Но так как Он научился господствовать над Собой, и так как колесо жизни уже проделало с Ним свою работу, Он смог пережить этот опыт и, столкнувшись лицом к лицу с дьяволом, восторжествовать. Он научил нас этим, как нужно встречать искушение, чего следует ожидать ученикам, готовящимся к Посвящению, и каким способом можно превратить 109] зло в добро. Он встречал искушение не каким-то великим новым методом или откровением. Он просто опирался на то, что Он знал, чему Его учили и что Ему говорили. Он встречал искушение каждый раз словами ибо написано118 и не применял никаких новых сил, чтобы сражаться с дьяволом. Он просто использовал знания, которые имел. Он не пользовался никакими божественными силами, чтобы одолеть Зло. Он просто использовал то, чем мы все обладаем, - приобретенное знание и древние правила. Он побеждал, потому что Он уже научил Себя преодолевать. В тот момент Он господствовал над окружающими условиями, потому что Он уже научился властвовать над Собой.

Такое господство Души не является нашим ближайшим достижением, но заповедь Христа звучит во все времена: Итак будьте совершенны119 , и однажды мы тоже встретим искушения в пустыне и так же, как Он, выйдем из них незапятнанными и непобежденными. Такой опыт неминуем для всех, и, в конце концов, от него никуда не денешься. Христос не избежал его, не избежим его и мы. По-видимому, именно благодаря искушениям проявляется истинное величие человеческой природы, - говорит др. Селби, - Без них мы были бы просто безнравственными созданиями... Способность выбирать между противоположностями и действия, приводящие к ним, - вот источник проявления греха.120 Эта мысль требует отнюдь не поверхностного исследования. Судьба всего человечества поставлена на карту в этом рассказе о пустыне. Весь мир материальных вещей, желаний, честолюбивых устремлений выстроился перед Христом. И, вследствие Его достижения, и того, что ни один из этих аспектов жизни не мог повлиять на Него, мы также можем остаться свободными, уверенными в нашей собственной окончательной победе. Христос как человек достиг победы. Мы можем сделать то же самое.

Триумф Души над материей, Реального над нереальным подтвердил Христос в этом опыте в пустыне, и именно к этой цели продвигаются все, кто следует по Его стопам. Триумфа, которого 110] достиг Он, достигнем и мы, когда мы встретим эту проблему в духе, в котором Он встретил ее, направляя на нее Свет Души и опираясь на прошлый опыт.

В Посвящении Крещения чистота Христа и свобода от зла были продемонстрированы людям. Теперь эти качества должны подвергнуться различным испытаниям. От толпы и от переживаний Он ушел в безлюдное место и в течение сорока дней и ночей оставался один, наедине с самим Собой, между Богом и Дьяволом. Посредством чего эта злая сила могла достичь Его? Через Его собственную человеческую природу, через одиночество, голод и Его собственные видения? Христос был оставлен наедине с Собой, и там, в молчании пустыни, один со Своими мыслями и желаниями, Его природа была подвергнута испытаниям со всех сторон, которые могли бы быть уязвимыми. Как он, так и мы в этом мире121 уязвимы со всех сторон. Трудность для большинства из нас состоит в том, что мы уязвимы в таких мелочах, и в каждой пустяковой ситуации мы склонны к падению. Трудность ситуации, с которой столкнулся Христос, была в том, что эти три искушения были наивысшими испытаниями, затрагивающими три аспекта низшей природы.