Леон Дени

Спиритизм - Религия Будущего

сомнений, трудитесь и любите. В тот день, когда назначенье ваше будет исполнено, смерть соединит нас!»

35

    Как можно видеть, множество вопросов, остававшихся неразрешимыми для большинства философских школ, решено ученьем о множественности жизней. Роковые возражения, с помощью коих скептицизм и материализм пробили брешь в здании теологии: зло, боль, неравенство достоинств и условий жизни, кажущаяся несправедливость судьбы, все эти трудности исчезают пред философией духов.     И всё же одна трудность существует, против этой философии с силой встаёт одно возраженье. Если мы уже жили прежде, если, так сказать, другие жизни предшествовали нашему рожденью, то почему тогда мы утратили всякое воспоминанье о них?     Препятствие это, грозное на вид, легко устранимо. Память о вещах прожитых, о делах совершённых не является необходимым условием нынешнего нашего существованья.     Никто из нас не вспоминает о времени, проведенном нами в утробе матери или в колыбели. Очень немногие люди сохраняют воспоминанье о впечатлениях и делах раннего детства. А между тем, всё это ведь — составные части нынешнего нашего существования.3 Каждое утро, пробуждаясь, мы теряем воспоминанье о большинстве наших снов, хотя, в своё время, сны эти казались нам явью. Нам остаются лишь смутные впечатленья, кои испытывает дух, вновь подпавший под материальное влиянье.     Наши дни и ночи подобны нашим земным и духовным жизням, и сон кажется таким же необъяснимым, как и смерть. И сон и смерть поочерёдно переносят нас в различные среды и в разные условия, что однако не мешает нашей духовной целостности сохраняться и выживать во всех этих непохожих друг на друга состояньях. В состояньи погружения в магнетический сон, дух, освобождённый от тела, вспоминает о вещах, коие он забудет по своём возвращении в тело, но о взаимосвязи которых он вновь составит себе понятье при выходе из обычного состояния сознания. Это состоянье искусственно вызванного сна развивает у сомнамбул особые способности, коие исчезают у них при пробуждении, задушенные, задавленные телесной оболочкой.     В различных этих условиях психическое существо, видимо, пересекает два состоянья сознания, две переменных фазы существования, коие соединяются и переплетаются одна с другой. Забвенье, подобно толстому занавесу, отделяет сон от состояния бдения, точно так же оно отделяет жизнь земную от предшествующих существований и от жизни в пространстве.     И если уж впечатления, воспринимаемые душой в ходе настоящей её жизни, когда она пребывает в состояньи полного высвобождения, либо естественного сна, либо же сна искусственно вызванного, не могут передаться в мозг, то должно понять, что воспоминанья предыдущей жизни тем более не смогут сделать этого. Мозг может воспринимать и накапливать ощущения, передаваемые душой только в состояньи её пленения в материи. Память способна воспроизвесть лишь то, что было зарегистрировано ею.     При каждом рождении мозговой аппарат представляет собой для нас как бы чистую тетрадь, в коию вписываются новые ощущения и образы. Возвратившись в тело, душа утрачивает воспоминанье обо всём том, что она видела и совершила в состояньи свободном, и она вновь обретёт это воспоминание, лишь когда снова будет покидать свою временную тюрьму.

36     Забвенье прошлого есть для человека необходимое условие всякого испытания и всякого земного прогресса. Это прошлое у каждого из нас имеет свои пятна и нечистоты. Проходя по бесконечному ряду канувших в небытие времён, пересекая эпохи зверства, мы должны были накопить множество ошибок, натворить множество несправедливостей. Мы только вчера вышли из поры варварства, и бремя подобных воспоминаний было бы для нас слишком тяжёлым. Земная жизнь и так порою переносима с трудом, но вынести её было бы ещё тяжелей, если бы к свите настоящих наших зол прибавилась ещё память прошлых страданий и стыда.     Но разве воспоминанье о наших предыдущих жизнях не оказалось бы также связанным с воспоминаньем о прошлом других? Возвращаясь назад по длинной цепочке наших существований, разбирая по нитям пряжу собственной истории, мы вновь нашли бы следы действий наших ближних. Неприязнь бы увековечилась, соперничество, ненависть, разногласье переносились бы из одной жизни в другую, из века в век. Наши былые враги и жертвы опознавали бы нас и преследовали своею местью.     Хорошо, что покров забвенья скрывает нас друг от друга и, на время устраняя наше взаимное прошлое, избавляет нас от мучительных воспоминаний, а, может быть, и нескончаемых угрызений совести. Сознанье