Анни Безант

Введение в ЙОГУ

есть и Существование, и Сознание, и Блаженство, Сат-Чит-Ананда, — мы сознаем, что поднимаемся в более высокую область философии, чем область Санкхья. 'Я' — едино, 'Я' — вездесущее Сознание, 'Я' — вездесущее Существование, 'Я' — вездесущее Блаженство. Всюду, всё объемля, эти свойства находятся в каждой точке Вселенной. Нет места, на которое вы могли бы указать и сказать: 'Здесь 'Я' не присутствует'. Где пребывает Единое 'Я' — а оно всюду — там Существование, там Сознание, там Блаженство. Единое 'Я', проявляясь посредством сознания, мысленно воображает ограничение, разделение. Из этого воображаемого ограничения возникает форма, различие, множественность. Из этой мысли Единого 'Я' об ограничении проистекает все различие множественности. Материя есть ограничение Единого 'Я' по его собственной воле, дабы ограничить самого себя. 'Эко'хам, баху сьям', 'Я Один; хочу быть Многим'; вот мысль Единого. И, благодаря этой мысли, разнообразие Вселенной вступает в существование. В этом ограничении, Самосозданном, Он существует, Он сознает, Он счастлив. В нем возникает мысль, что Он есть Само-существование, и вот всякое существование становится возможным. Причина всякого проявления в Его воле к проявлению. И потому, что в нем всё блаженство, возникает для всех живых существ закон жизни, выражающийся в стремлении к счастью.

Вселенная возникает благодаря мысли Единого о Самоограничении, и она исчезает, как сновидение, лишь только Единый перестает мыслить это ограничение. В этом основная задача Веданты. А затем она признает духов Санкхья — многочисленных пуруш; но она добавляет, что эти духи — лишь отражения Единого 'Я', изошедшие (emanated) действием Единого 'Я' и воспроизводящие его в миниатюре с теми ограничениями, которые Единое 'Я' наложило на них; они кажутся частицами Вселенной, но в действительности они — тождественны с ним.

Это — игра Верховного 'Я', производящая ограничения и, благодаря этому, в пределах ограничения воспроизводящая свойства Единого 'Я'; Сознание Верховного 'Я' становится в отдельном 'Я' способностью к познаванию; существование Единого 'Я' — деятельностью, способностью проявляться; а его блаженство — волей, стремлением к счастью, к блаженству, решением достигнуть его. Таким образом, в ограниченном существе способность познавать, действовать и хотеть — не более чем отражение в отдельном 'Я' основных свойств Вселенского 'Я'. Иначе можно выразить так: то, что в Едином 'Я' было Мировым Сознанием, стало в ограниченном 'Я' мышлением; а его познание всего Целого стало познанием своего окружения в индивидуальном 'Я'. То же и относительно существования Единого 'Я': его Само-существование становится в индивидуальном 'Я' деятельностью, самосохранением. Также и блаженство Единого 'Я' в ограниченном проявлении индивидуального 'Я' становится волей, стремящейся к счастью, к самоопределению, к осуществлению Высшего 'Я', этой глубочайшей сути человеческой жизни.

Различие возникает вместе с ограничением, с проведением общемировых свойств в специфические свойства ограниченного 'Я'; и те и другие по существу одно и то же, хотя и кажутся различными в проявлении. Мы владеем силой познавания, силой воли и способностью действовать; эти три силы Единого 'Я' проявляются во всех отдельных 'Я', в каких бы различных формах они не скрывались, от мельчайшего первичного организма и до высочайшего Логоса.

Как в Санкхье мы находим ту мысль, что когда пуруша, отдельное 'Я', отождествляет себя с материей, в которой оно отражается, тогда за этим следует иллюзия и рабство; так Веданта утверждает, что если 'Я', от века свободный, вообразит себе, что он связан материей и отождествит себя со своими ограничениями, тогда он впадает в самообман и становится рабом майи. Ибо майа есть не что иное, как Самоотождествление 'Я' со своими ограничениями. Вечно свободный не может быть связан материей; вечно чистый не может быть запятнан материей; вечно познающий не может быть обманут материей; от века Самоопределяющийся не может подпасть под власть материи иначе, как по своему собственному неведению. Его собственная фантазия ограничивает присущие ему силы; он связан потому, что воображает себя связанным; он нечист потому, что воображает себя нечистым; и он неведущ потому, что воображает себя неведущим. С уничтожением этого самообмана он узнает, что он вечно чист и от века мудр.

Но вот где начинается большая разница между Санкхьей и Ведантой. По представлению Санкхьи, пуруша есть зритель, но не действующее лицо. С точки зрения Веданты, 'Я' есть единственное действующее лицо,