Анни Безант

Введение в ЙОГУ

термин — 'дхарма-мегха', буквально: 'облако праведности, или религии' — объясняется комментаторами очень неудовлетворительно. В сущности, единственное объяснение, даваемое ими, ограничивается тем, что вся добрая карма прошлого данного человека собирается над ним и изливает на него поток благословения. Посмотрим, нельзя ли найти нечто большее, чем это смутное толкование.

Термин 'облако' часто употребляется в мистической литературе Запада: 'Облако на Горе', 'Облако в Святилище', 'Облако над обителью Милосердия', — всё это выражения, знакомые религиозным людям Запада. И те переживания, которые ими обозначаются, известны всем мистикам в низших фазах мистического опыта, а некоторым — во всей полноте. Низшей фазой этого переживания является как раз то, что мы только что пояснили, когда удаление сознания в более тонкую оболочку, ещё не признанную им за таковую, сопровождается возникающей деятельностью этой оболочки; первым проявлением этого пробуждения к деятельности является смутное ощущение внешнего мира. Вы чувствуете себя как бы окруженным густым туманом, вы сознаете, что вы не одни, но вы еще не в состоянии видеть. И тогда единственное, что нужно, — это внутренняя тишина и терпеливое ожидание. Старайтесь, чтобы ваше сознание оставалось в положении пассивном, чтобы его обычная деятельность остановилась. Кончится тем, что облако станет все прозрачнее и, сперва в кратких прозрениях, а потом и в полной красоте, видение высшего плана раскроется перед вашим восхищенным взором.

Это вступление на высший план начинает повторяться всё чаще и чаще, пока ваше сознание не покинет и эту тончайшую оболочку, и тогда всё великолепие, раскрывшееся перед вами, исчезнет, и вы окажетесь в настоящем облаке, покрывающем Святое Святых, в облаке, которое скрывает видение 'Я'. И тогда настанет момент невыразимого одиночества: кажется, что сам источник жизни иссяк, что не осталось ни единой точки опоры, что висишь в беспредельной пустоте; и тогда душу охватывает ужас беспросветной темноты, невыразимой покинутости. Остается одно: терпеть, терпеть. 'Ничто, кроме Вечного, не может помочь тебе'. Бог проявляется лишь в тишине; как сказано в еврейском Писании: 'Умолкни и познай, что Я есмь Бог'. И в этом безмолвии раздается Голос, голос 'Я'. В этой тишине почувствуется Жизнь, жизнь 'Я'. В этой пустоте обнаружится Пустота, пустота 'Я'. В этой темноте засияет Свет, слава 'Я'. Облако исчезнет, и Сияние 'Я' станет проявленным. То, что было лишь мимолетным прозрением недосягаемого величия, станет вечным осуществлением, и, познав 'Я' и ваше единство с ним, вы войдете в полноту того Мира, который принадлежит лишь Единому 'Я'.

Лекция II

СИСТЕМЫ МЫСЛИ*

Каждый изучающий психологию и знакомый с санскритом должен знать, в какой степени ясность и точность этого языка облегчает научное исследование. 'Санскрит', или 'правильно построенный язык', представляет свойства, наиболее приспособленные для выяснения психологических трудностей; благодаря самой форме данного слова, часто дается намек, внушается пояснение или верное соотношение. Язык этот построен по такому плану, который позволяет большому числу различных значений быть связанными единым словом, и вы, благодаря этому, благодаря этой словесной связи, можете проследить все родственные идеи, или истины, или факты, когда говорите или читаете на санскрите. Санскрит имеет ограниченное число необходимых корней и огромное число слов, построенных на этих корнях.

__________

* Буквально: Школы мысли — прим. пер.

Так, корень слова 'йога' есть слово, которое означает 'соединяться', 'юдж', и этот корень появляется во многих наречиях, также и в английском, в котором он, несомненно, заимствован от латинского, где имеется 'jugare', 'jungere', 'соединять'; отсюда целый ряд английских слов: 'junction', 'conjunction', 'disjunction' и т.д. И английское слово 'yoke' (ярмо, соединять) происходит также от этого санскритского корня. Благодаря этому свойству языка, все различные слова и выраженные ими мысли или факты, соединенные с этим корнем, дают вам возможность осознать значение слова 'йога' и увидеть, как много выражает это слово в обыкновенном процессе мышления и как приспособлены многие слова, происходящие от того же корня, для того, чтобы направлять вашу мысль к правильному пониманию их смысла. В других языках, как, например, во французском, мы имеем такое слово, как 'rapport', употребляемое постоянно в английской речи; 'быть en rapport' — французское выражение, но оно постоянно употребляется и нами, благодаря тому, что термин этот наиболее