Анни Безант

Введение в ЙОГУ

противоречивых выражений, я и обращу ваше внимание.

Философская школа Санкхья исходит из положения, что Вселенная состоит из двух факторов, из первой пары противоположностей, Духа и Материи, или точнее, из Духов и Материи. Дух носит название 'Пуруша'* — 'Человек'; и каждый Дух индивидуален. Пуруша есть единица сознания; все эти сознания едины по природе, но различаются всегда одно от другого. Таких единиц множество; бесчисленные пуруши находятся в человеческом мире. Но хотя они бесчисленны, они все идентичны по природе, они — однородны. Каждый пуруша обладает тремя свойствами, и они одинаковы во всех. Первое свойство — способность осознавать; из нее развивается познавание. Второе есть жизнь, или прана; оно преобразуется в деятельность. Третье свойство есть неизменность, основа вечности; из него вытекает воля. Вечность не есть, как многие думают, вечно длящееся время. Вечно длящееся время не имеет ничего общего с вечностью. Время и вечность — вещи совершенно разные. Вечность неизменна, без перемен, одновременна. Никакое течение времени, хотя бы и вечное (если бы таковое было возможно) не могло бы дать вечность. Тот факт, что пуруша обладает атрибутом неизменности, говорит о том, что он вечен; ибо отсутствие перемены есть признак вечности.

Таковы три атрибута пуруши, по учению Санкхья. И хотя они не совпадают с терминами Веданты: 'Сат, Чит, Ананда',** в действительности они идентичны. Способность различать или познавать, есть Чит; жизнь, или сила, — Сат; неизменность, сущность вечного есть Ананда.

__________

* Пуруша (санскр.) — 'Человек, Небесный человек'. В других аспектах — Дух, 'Духовное Я'.

** Сат, Чит, Ананда (санскр.) — Бытие, Сознание, Блаженство (Счастье)

В противоположность этим пурушам, однородным единицам, бесчисленным по количеству, мы имеем пракрити, материю, вторую из двойственности Санкхья. Пракрити едина; пуруши многочисленны. Пракрити имеет продолжение; пуруши не имеют его, они бесчисленные однородные единицы. Продолжение есть признак пракрити. Остановимся на минуту над названием 'пракрити'. Исследуем значение его корня. Название указывает на ее сущность. 'Пра' означает 'наружу', а 'кри', его корень — 'делать', 'производить'. Следовательно, смысл 'пракрити' — 'делать наружу'. Она — то, что делает возможным для сущности Бытия проявиться. Бытие — 'ist-ence', становится 'ex-ist-ence' — вне существующим благодаря Материи, и определение Материи как 'вне-делать' передает самую ее суть в двух словах. Только благодаря пракрити может пуруша 'вне-делать', или 'проявить себя'. Без пракрити пуруша не более, чем абстракция, и только в союзе с первой может он проявить свои силы.

Пракрити обладает также тремя атрибутами, хорошо вам известными: ритмом, подвижностью и инерцией. Ритм превращает способность различать в познавание; подвижность превращает жизнь в деятельность; инерция превращает неизменность в волю.

Но сама концепция отношения Духа к Материи такова, что дает начало — из-за искажения самой идеи — для многих недоразумений. Если вы усвоите ее, Бхагавад-Гита осветится для вас новым светом и все выражения, касающиеся действия и действующего и неправильность выражения 'Я действую', станут, как технические идеи Санкхья, понятны для вас.

Три атрибута пракрити, если ее мысленно отделить от пуруши, находятся в равновесии, в неподвижности, нейтрализуя друг друга, благодаря чему материя названа 'джада', 'не сознающая', 'мертвая'. Но с приближением к ней пуруши всё меняется, в материи происходит перемена, не вне, а в ней самой.

Пуруша действует на пракрити соприкосновением, говорит Вьяса. Он приближается к пракрити, и она начинает жить. 'Приближается' есть способ выражения, приспособленный для наших понятий о времени и пространстве, ибо невозможно 'приближение' к тому, что вне времени и пространства. Словом 'приближение' обозначается влияние, оказываемое пурушей на пракрити, и это влияние, если бы дело касалось материальных объектов, было бы вызвано их приближением. Когда магнит находится вблизи мягкого железа или наэлектризованное тело вблизи нейтрального, неизменно возникают известные изменения в железе и в нейтральном теле. Приближение магнита делает железо магнитом: оно производит в железе свойства магнита, в нем появляются полюса, оно притягивает сталь, оно притягивает или отталкивает конец электрической иглы. В присутствии положительно наэлектризованного тела электричество в нейтральном теле изменяется, положительное отступает, тогда как отрицательное собирается близ электризуемого тела. В обоих случаях произошло внутреннее