Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 1)

обладает каким-то разумом, потому что это еще даже не минеральный уровень (а минералу мы не привыкли приписывать что-либо, что можно было бы назвать разумом). И тем не менее эта эссенция обладает необыкновен-ной способностью приспосабливаться к среде и извлекать из неё всё, что ей нужно, – способностью, которая, несомненно, весьма напоминает частичный разум или очень глубокий инстинкт. Как мы уже говорили, её способом эволюции является вибрация, а вибрация на астральном плане всегда есть следствие какой-нибудь страсти или эмоции. Поэтому, когда эссенция парит в атмосфере, её развитие зависит от волн страсти или её эманаций, которые исходят от различных живых существ, достаточно развитых, чтобы испытывать эти чувства. Среди них не только люди, но и животные; к ним также отно-сятся духи природы и дэвы, находящиеся на более высокой ступени развития. На сан-скрите этот класс духов носит название Кама-дэвы, чтобы указать, что эти духи ещё подвержены действию желания. Очевидно, что если имеется обширный океан элемен-тальной эссенции, то определённая частица этой эссенции непременно находится в по-ле вибраций, излучаемых одним из этих живых существ.

Но те частицы, которые привлекаются в астральное тело чело¬века, чтобы стать его частью, сами располагаются на некоторое время у одного из центров, испускающих эти вибрации, и, следовательно, подчиняются этому излучению, то притягиваясь астраль-ным телом, то излучаясь из него; и это происходит в течение более долгого времени, чем пребывание частиц в астральном теле. Вероятно, что странного полуинстинкта, ко-торым обладает эссенция, вполне достаточно, чтобы позволить этим частицам в какой-то мере сознавать этот факт; они до известной степени отдавая себе отчёт в том, что их положение выгодно, объединяются в то, что следует называть некоторого вида времен-ным существом, которое полно решимости поддерживать своё выгодное положение и которое достаточно сознательно, чтобы иметь такую решимость. Частицы астрального тела бесконечно меняются и проецируются в пространство, так же как и частицы физи-ческого тела; тем не менее, по мере присоединения новых частиц к телу им сообщается чувство индивидуальности. Эссенция, входящая в состав астрального тела каждого че-ловека, несом¬ненно сознаёт себя определённого рода существом и, следовательно, дей-ствует согласно своим интересам.

Противоречивые интересы.

Эти интересы, как видно из сказанного, диаметрально противопо¬ложны интересам души. Душа желает быть как можно дальше от материаль¬ного, а элементаль желания, наоборот, жаждет всё более сильных и грубых вибраций, глубже и глубже погружаясь в материю. Отсюда вечная борьба двух элементов или, как сказал святой Павел: “Закон тела в борьбе против закона духа”. Но это ещё не всё. Подобное существо оказы¬вается смешанным с более тонкой материей, т.е. материя тела смешана с умом человека. Вскоре она по опыту обнаруживает, что если материя ума вибрирует с ней синхронно, то в результате вибрации получаются более активными и частыми. Затем она учится приводить эту более тон¬кую материю в симпатическое движение, иначе говоря, она пытается заставить нас поверить, что это мы желаем того же ощущения, что и она, тем самым это ощущение будет для неё значительно сильнее. Итак, она становится для нас чем-то вроде соблазнителя, который пытается зажечь в нас желания ко всякого рода грубым ощущениям.

Однако нам не следует впадать в старую теологическую ошибку, рассматривая это существо как демона, решительно пытающегося толкнуть нас на грех. Этот элементаль вовсе не эволюционирует, как прочие существа; он не обладает способностью к реин-карнации, как истинное существо; только эссенция, из которой он состоит, находится в эволюционном движении. И эта тень существа не имеет никаких злых намерений по отношению к нам. Поглощенное самим собой, оно ничего не знает о человеке, часть которого составляет в данный момент; ему было бы совершенно невозможно понять свой тип эволюции. Если бы он мог иметь какое-нибудь смутное представление об уси-лиях человека подняться вверх, то он мог бы, в свою очередь, воспринять эти усилия как искупления, которые тянут его назад и мешают ему следовать по его пути эволю-ции.

Но на самом деле этот элементаль не может знать о человеке абсолютно ничего. Он отдаёт себе отчёт только в том, что существует состояние, в котором он может испы-тать ощущение, и чем сильнее это ощущение, тем счастливее он себя чувствует. Ему совершенно не важно, приятно ли это ощущение человеку или тягостно. Он только преследует своё