Ледбитер Чарлз

По ту сторону смерти (часть 1)

которое не существует на этих низших планах. Точно описать спуск “Эго” на физичес¬ком языке невозможно; но так как мы не можем поднять своё созна¬ние до этих высот и увидеть всё, как есть, лучшим выражением для нас, вероятно, служит представление о том, что “Эго” проецирует часть себя на планы более плотной материи, чем его план.

Когда оно проникает в низшую часть ментального плана, ему нужно каким-то обра-зом проявить себя, и, чтобы это сделать, оно нуждается в материи этого плана, так же как и умерший, который должен материализоваться, если хочет участвовать в спирити-ческой сеансе; последний привлекает к себе материю физического плана, чтобы стать видимым для физических глаз и быть способным воздействовать на физические пред-меты. Так и душа окружает себя материей астрального плана, которая точно выражает её в той степени, в какой возможно “Эго” выразить себя посредством низшего типа – низшего по отношению к душе, но значительно превосходящего всё то, что нам знако-мо.

Эта концепция показывает нам, насколько несовершенен наш способ рассматривать истинного человека, поскольку мы рассматриваем его, как правило, исключительно с физической точки зрения. Однако, рассматривая его на ментальном плане, мы можем видеть только часть его, способную выразиться в духовном теле, которое передает его интеллек¬туальную сущность. Если мы изучаем его на астральном плане, мы видим, что на него спущена ещё одна вуаль и что нам видна только низшая часть “Эго”, которая способна выразиться в оболочке страстей. Здесь, на низшем физическом плане, поло-жение ещё хуже, потому что истинный человек скрыт от нас полностью. То, что мы ви-дим в нём, есть только его ничтожная часть и причём самая дурная, поэтому всегда следует помнить, что душа обладает возможностями, далеко превосходящими её (в высшей степени ограниченное) проявление, которое мы созерцаем здесь.

Ментальная материя, которую “Эго” собирает вокруг себя, есть вещество, из кото-рого будет образовано его ментальное тело, и это вещество с точностью выражает мен-тальное развитие “Эго” к концу его небесной жизни. Другими словами, “Эго” продол-жает развиваться именно с того, на чём оно остановилось; однако род ментального те-ла, которое “Эго” создаёт себе посредством этой материи, будет в большей степени за-висеть от условий его новой земной жизни и образования, которое ему дадут. Человек продолжает создавать своё ментальное тело в течение всей жизни, постоянно изменяя его, добавляя к нему новые частицы, развивая его или пренебрегая им, в зависимости от обстоятельств.

Ментальный элемент.

Следует вспомнить, что ментальная материя, которой душа себя окружает, не явля-ется мёртвой материей. На самом деле в области нашего сознания мёртвой материи во-обще не существует, потому что всё было оживлено этим первым излиянием, вышед-шим из третьего аспекта Логоса, который я описал в “Христианском Кредо”. Однако само это излияние получило душу и новый жизненный импульс от Второго Излияния, которое называется монадической сущностью, дающей во время своего спуска душу атомной материи каждого плана. Но на планах, отличных от атомного, это излияние называется элементальной сущностью. Таким обра¬зом, ментальная материя составляет три великих элементальных царства: первое – на высшем ментальном уровне; второе – на низшем уровне ментального плана, который мы сейчас рассматриваем; и третье – на астральном плане, о котором мы говорим в этой работе.

Итак, душа привлекает в себе не только материю ментального плана, но также и элементальное вещество, принадлежащее ко второму великому миру. Это живое веще-ство совершает эволюцию, на которую оно способно, и врожденный инстинкт застав-ляет его искать то, что будет способствовать этой эволюции. Для его развития необхо-дима вибрация; научившись отвечать на импульсы, при¬ходящие извне, это вещество верит, как и мы сами, в гораздо более высокий уровень. Поэтому оно всегда старается познать новые виды вибраций; оно изо всех сил сопротивляется неизменному и дли-тельному режиму.

Мы, вероятно, все чувствовали, что в нашем усилии сосредото¬читься мы делаем то же самое. Мы обнаружили, что в нас существует нечто, что постоянно толкает нас к ментальному бродяжничеству и активно сопротивляется нашему усилию придать ему определённое напра¬вление. Мы боремся одновременно как с этой силой, так и со свой-ственной нам ментальной инертностью, когда пытаемся полностью подчинить себе свой дух и пользоваться им как инструментом, вместо того чтобы позволить ему блуж-дать по всей фантазии.

Образование