Пир

Аполлодор и его друг

восхвалять этого бога как-либо иначе - ну, что ж, изволь, кстати и твоя икота прошла.

И Аристофан ответил:

- Да, прошла, но только после того, как я расчихался, и я даже удивляюсь, что пристойное поведение тела

достигается таким шумным и щекотным способом: ведь икота сразу прошла, стоило мне несколько раз

чихнуть.

- Ну что ты делаешь, дорогой, - возразил Аристофану Эриксимах, - ты острословишь перед началом речи, и

мне придется во время твоей речи следить, чтобы ты не зубоскалил, а ведь ты мог бы говорить без помех.

- Ты прав, Эриксимах, - отвечал со смехом Аристофан, - беру то, что сказал, обратно. Но следить за мной

тебе не придется, ибо не того боюсь я, что скажу что-нибудь смешное, - это было бы мне на руку и вполне в

духе моей Музы, - а того, что стану посмешищем.

- Так легко тебе от меня не отделаться, Аристофан, - сказал Эриксимах. - Нет, будь начеку и говори так,

словно тебе предстоит держать ответ за свои слова. А впрочем, я тебе, может быть, еще и дам поблажку.

Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности

- Конечно, Эриксимах, - начал Аристофан, - я намерен говорить не так, как ты и Павсаний. Мне кажется, что

люди совершенно не сознают истинной мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей

величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя

все это следует делать в первую очередь. Ведь Эрот - самый человеколюбивый бог, он помогает людям и

врачует недуги, исцеление от которых было бы для рода человеческого величайшим счастьем. Итак, я

попытаюсь объяснить вам его мощь, а уж вы будете учителями другим.

Раньше, однако, мы должны кое-что узнать о человеческой природе и о том, что она претерпела. Когда-то

наша природа была не такой, как теперь, а совсем другой. Прежде всего, люди были трех полов, а не двух,

как ныне, - мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих

обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным,

- андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов - мужского и

женского. Кроме того, тело у всех было округлое, спина не отличалась от груди, рук было четыре, ног

столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух

этих лиц, глядевшие в противоположные стороны, была общая, ушей имелось две пары, срамных частей две,

а прочее можно представить себе по всему, что уже сказано. Передвигался такой человек либо прямо, во весь

рост, - так же как мы теперь, но любой из двух сторон вперед, либо, если торопился, шел колесом, занося

ноги вверх и перекатываясь на восьми конечностях, что позволяло ему быстро бежать вперед. А было этих

полов три, и таковы они были потому, что мужской искони происходит от Солнца, женский - от Земли, а

совмещавший оба этих - от Луны, поскольку и Луна совмещает оба начала. Что же касается шаровидности

этих существ и их кругового передвижения, то и тут сказывалось сходство с их прародителями. Страшные

своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов, и то, что Гомер говорит

об Эфиальте и Оте, относится к ним: это они пытались совершить восхождение на небо, чтобы напасть на

богов.

И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив

род людской громом, как когда-то гигантов, - тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и

мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец Зевс, насилу кое-что придумав, говорит:

- Кажется, я нашел способ сохранить людей, и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу

каждого из них пополам, и тогда они, во-первых, станут слабее, а во-вторых, полезней для нас, потому что

число их увеличится. И ходить они будут прямо, на двух ногах. А если они и после этого не угомонятся и

начнут буйствовать, я, сказал он, рассеку их пополам снова, и они запрыгают у меня на одной ножке.

Сказав это, он стал разрезать людей пополам, как разрезают перед засолкой ягоды рябины или как режут

яйцо волоском. И каждому, кого он разрезал, Аполлон, по приказу Зевса, должен был повернуть в сторону

разреза лицо и половину шеи, чтобы, глядя на свое увечье, человек становился скромней, а все остальное

велено было залечить. И Аполлон поворачивал лица и, стянув отовсюду кожу, как стягивают мешок, к

одному месту, именуемому теперь животом, завязывал получавшееся посреди живота отверстие