Генисаретский О.И.

Лекция на Скамейке ШКП 1998 года

Не будем сейчас оценивать абсолютность этого воздействия. Мне важно, чтобы вы оценили для себя, зарегистрировали вот это общее суждение. Как только мы открываем новый тип связи, получаем возможность технологического оперирования.

И тут же возникает тогда вопрос: в каких целях? Можно эту связь укреплять, можно действовать в целях свободы: А! Так это несвобода? Тогда надо научиться быть свободным в этом пространстве. А можно использовать такую связь для того, чтобы, наоборот, закручивать. Это отдельный совершенно случай. Так вот я думаю, что такой вот гуманитарно-технологический фронтир, на котором сейчас происходит развитие, связан с сопоставительной работой по меньшей мере четырех основных концепций, которые по-разному говорят (это я гипотетически утверждаю) по-видимому об одной и той же реальности и связи, связанности, повязанности человека. Все мы только условно расконвоированы, на некоторое время в какие-то моменты переживаем свободу. Что нуждается в сопоставительной проработке?

1. Уже перечисленный, названный мной Выготский со знаковыми опосредованиями.

2. Конечно же Карл Густав Юнг с опосредованностью архетипами.

3. Отец Павел Флоренский, который в аналогичной функции говорил о схемах духа, т.е. о символических структурах некоторых, которые формируют духовно-душевную целостность человека.

4. Разного рода, разных редакций синергетика, которая говорит о такой же повязанности, но уже не символическими и не знаками, а энергийными потоками и структурами.

И вот в той мере, в какой удалось бы ответить, что общего и что различного - что общего в первую очередь, у этих разных способов обуславливания внутреннего через внешнее и наоборот, в той мере мы бы продвинулись в понимании типологии, в понимании того пространства, в котором реализуются разного рода технологии, ибо как я уже сказал, техника - это всегда реализация некоторой структурности, связи, которой мы открываем. Это первое.

Теперь второе суждение, которое состоит в том, что технологии всегда конструкционны. Они имеют дело не с уникальными объектами, а с какими-то конструкциями, а конструкции строятся всегда на какой-то элементной базе. Все технологии конструкционно-элементны. В случае техники, которая здесь стоит - это транзисторы, это радиолампы. Дома состоят из блоков и кирпичей, слова - из букв алфавита, молекулы - из атомов, и т.д., т.е. целое - из частей. Но в отличие от того, как это устроено в природе, морфология в технологиях тоже проектируется. Такое рефлексивно замкнутое отношение. Собственно говоря, элементные базы создаются - вот были изобретены чипы, появился персональный компьютер. Возникает возможность какого-то нового типа элемента, отличающийся по быстродействию, еще по чему-то - возникает нова технология. Это вот элементная база и конструирование.

Какое это имеет отношение к собственно гуманитарным технологиям? Дело в том, что разного рода образы человека они всегда имеют не только какую-то структуру, а каждый раз работают в той или иной элементной базе. Ну например. Для психологов это более чем очевидно, что такой способ моделирования деятельности человеческой психики, когда она состоит из способностей. Их может быть три в простейшем варианте (мышление, память, воля), их может быть 25, но выделяется така единица, как человеческая способность, с которой оперируют педагогические практики, психология и т.д. Затем в символическом абстракционизме роль, которую исполняет человек в разных системных контекстах и сам как бы из этих ролей и состоит. Следующее поколение психотерапий выдвинуло следующую концепцию субличностной психологии, концепцию о частях личности. У человека много-много разных комплексов, не в смысле неполноценности, а целостностей небольших, которые персонифицируясь превращаются в самостоятельную личность. Личность каждого человека устроена из этих субличностей. И т.д.

И этот основной технологический посыл состоит в этом. Тофлер назвал это модульностью человека. Он стал говорить о модульном человеке, модульном в двух смыслах. Он сам является модулем каких-то оргструктур, тот самый винтик, из которого строят государства. И каждый из нас состоит из таких модулей, поскольку в разных контекстах жизнедеятельности мы реализуем себя с разной стороны, представляем какую-то запасную часть себя. И вот технологичность это конструкционность и элементная база. Это один из ее очень существенных признаков.

Но возникает вопрос (и он каждый раз возникает заново) о том способе, которым в новых технологических условиях воспроизводится или не воспроизводится