Генисаретский О.И.

Лекция на Скамейке ШКП 1998 года

Как принимать роды? Т.е. он что-то вроде скорой помощи, но не той, которая сама прибегает и помогает, а к которой приходят. Т.е. должна быть готовность. Нужно обладать компетенцией, вроде каждый из нас ей отчасти обладает, модно сделать, можно и написать записку о проектных намерениях, можно еще что-то... Но это все питается тем, что я в этом своем затворе, в своей хижине, я вот в этих возможных мирах, в которых я странствую, я путешествую, я некоторые испытания делаю на выживаемость. И вот это - моя готовность личная, и должна быть готовность цеха, готовность сообщества <...>

К сожалению у нас каждый раз получается... Я на своем веку видел много разного рода реформ и судорог реформенных, и каждый раз выходит одно и то же. Вот до недавнего времени: объявляется, например, очередная реформа образования. Все замшелые научные сотрудники академии образовательных наук достают из столов из нижних ящиков те бумаги, которые не удалось пристроить куда-то в виде статей и монографий. Потом с помощью клея и ножниц делается некая, так сказать, штука, сдается. С твердым знанием всегда это делалось: вы делаете вид, что вы нам платите, а мы делаем вид, что мы работаем. И вот каждый раз выяснялось, что как только появляется какая-то возможность что-то осуществить, мы сталкиваемся с этой проектной неготовностью. Нет наработок или способности их быстро произвести. Поэтому главное для меня сейчас - это накопление потенциала в любом деле, чтобы обеспечивать эту готовность. Не задаваясь ответом на вопрос 'зачем?'.

Знаете, как есть 'горячие' линии между Москвой и Вашингтоном, на случай, если ракета какая-нибудь шальная вылетит. Тогда можно будет позвонить и сказать: 'Ребята, там на вас летит такая бомбища, вы уж извините, так получилось. Имейте в виду и готовьтесь.' И она все время должна быть в состоянии готовности, эта линия. И по ней никто не разговаривает о сосисках, о женах... Надо быть в состоянии готовности с одной стороны, общаться с сильными структурами и каким-то третьим способом зарабатывать себе на жизнь.

?: Можно не дождаться, когда обратятся...

ОГ: А это вещь самоценная, и это великое счастье. Вот сейчас, когда смотрю на своих детей, на молодежь, или теперь уже по возможности, как живут люди, скажем, в Ричмонде, я думаю: 'Боже мой! Вам и не снилась та свобода, и те возможности, которые были и есть у нас. В этом.'. Да он там триста раз сдохнет, прежде чем получит эту возможность - так сказать два месяца думать о чем-нибудь просто так. Это самодостаточно. А на счет того, что не дождешься, если ты одержим какой-то гордыней особенной, то ты будешь по этому поводу уязвляться, такой комплекс интеллигенции: ну что за идиоты, ну дали бы нам, мы бы... сразу оно бы и пошло. Мы часто видим, привели ли куда-нибудь такие...

И наоборот - ученик приходит сам, можно открывать школу, можно быть преподавателем, а его нет. Также если угодно заказчик - запрос на готовность по-настоящему он всегда находится, всегда. Также, как находятся книги - вот стоит только выйти на какую-то линию мысли и тебе стало интересно, как завтра же к тебе потоком пойдет литература, одна книжка, вторая, ровно вот... А потом думаешь: вот же она стояла, руку протянуть, вот взял бы я ее и прочел бы 10 лет назад, так я бы уже 10 лет назад был такой умный - ничего подобного, никогда бы я на нее не обратил внимания. Только когда возникает эта готовность, только тогда начинается резонирование и конверсия с чем угодно.

ВК: Вот вы говорили: природа, воздух... А были ли действительно мыслительные факторы, которые накладывали ограничения на проектирование?

ОГ: Действительные?.. А что вы понимаете под действительными?

ВК: В чем-то он дефициентен по отношению к объекту...

ОГ: А что значит в чем-то? Он дефициентен по отношению к объекту в том же смысле, в каком бульдозер дефициентен по отношению к траве. Интеллектуальное - это что значит? Разъясните хотя бы, какого рода интеллектуальное?

ВК: Ну например объекты, которые проектированию несоразмерны...

ОГ: Вы кто по образованию?

ВК: Ну электроник вообще по образованию...

ОГ: Вы знаете, человек вообще так устроен странным образом, 'что имеем - не храним, потеряем - плачем', да? Ведь дело не в натуральных объектах, в воздухе. Вот обратите внимание на такую простую вещь: во всей истории европейской мысли философской и научной вы не найдете... Предметно это, среда не была вообще предметом промысливания, не была и все тут. Чего о нем думать - о воздухе, если его фигова туча? И вот только тогда, когда какой-то ресурс начинает