Генисаретский О.И.

Лекция на Скамейке ШКП 1998 года

она в себя просто абсорбировала все, что когда-то было на периферию отодвинуто - здесь все естественное: обычаи, традиции, просто навыки какие-то традиционные, здесь разные воззрения, в том числе мифологические, оккультные. Невероятно - все, что было предрассудками, когда-то считалось оставленным на износ и должно было само отвалиться в ходе вот этого проектного прогресса, в этом фокусе стало приобретать вновь ценное культурное значение. И написанная в 80-е годы книга 'Против метода' одна из аксиом его рефлектированного традиционализма состоит в том, что, допустим, астрологическа традиция интеллектуальная имеет в культуре такие же равные права, как ядерная физика или генная инженерия. Что в пространстве культуры наука - это тоже всего-навсего традиция, одна из традиций. Проектирование, такое жесткое отношение к миру, как к машине - это было и всегда есть, но это тоже одна из традиций. Это то, что было потом названо постмодернизмом. Все традиции оправданы внутри самих себя. И прекрасно не грандиозное и великое, а, как выразился Шумахер, малое прекрасно, слабое прекрасно, а не сильное и большое. Поэтому вместо склонности к мегапроектам (обязательно, чтоб на всю страну, обязательно чтобы миллионы туда двигались, сюда двигались, и горы сворачивались, и реки переворачивались) в архитектуре, например, ценностью стали заборчики, пустые места между домами, газончики, тротуары, и вообще малые фактуры, а не дворцы советов или там 'днепрогесы'. Ясно, что сдвиг, ценностный, мировоззренческий сдвиг к слабой проектности.

Ну и вот собственно на этой фазе судьба меня свела с еще одной формой такой практической, проектосообразной работой, а именно с психопрактиками и психотерапиями. Идейно тут для меня не было ничего принципиально нового, потому что однажды поняв, что сознание, мышление, которым я раньше занимался, что они живу, реализуются на живой основе, что они имеют живую основу, которая потом была названа телесностью. И что есть такой отдельный канал трансляции этой живой основы - ну просто он есть, как тело, которое рождается и умирает, и как все навыки жизни, связанные с телесностью, с душевностью. А раз есть отдельный канал трансляции, то на него располагается вс парадигма, нам ныне известная. Здесь есть реализация, здесь есть проектирование, в общем все, что положено. Поэтому я к реальности психопрактик стал относиться как к любым другим практикам, они подпадали для меня вот под эту самую...Поэтому первая презентативна часть для меня на этом заканчивается. Я буду вам признателен за то, чтобы вы с этим согласились.

Поэтому вот как бы самообраз в этой части, который я вам презентирую, он... для меня очень важна вся тема и символизм пространственности: пространства, среды, образы, и просто воспринимаемое и порождаемое и замышляемое, а замыслы есть проекты, возможность как бы свободного движения в этих пространствах, в возможных мирах. Интересно открывать для себя эти миры возможного промысливания и существования, оценивать и проверять эти миры на жизнесообразность, в частности на мою способность в этих мирах выжить, на способность их обжить как-то. И это составляет как бы такую ткань, мысленную, чувственную ткань, где разворачивается проектный, программный и прочий процесс. Потому что, ну... составлять записки о проектных намерениях, писать концепции и программы, для каких-то программ, писать какие-то прожекты - когда мы это делали на 100-300 страницах, расписывали все по блокам, а блоки по подблокам, а части на подчасти, полагая, что тот пафос рациональности, который заложен в такую деятельность написания, что он добавляет убедительности тому, чем мы занимаемся. А добавл убедительности повышает вероятность того, что это будет реализовано, и если даже не будет реализовано, то будет заказ на это... Теперь думаю, что это не так. И меня в свое время очень порадовала одна метафора, которую мой друг и коллега Либерман высказал, объясняя, что такое Брахман.

Брахман - это человек, ну мало того, что он знает наизусть все Веды, все священные книги индуизма, он знает, как производить все обряды, в том числе главные, обряд жертвоприношения коня, он живет себе в какой-то избушке на окраине деревни и знает все. И он ничего не пишет, и ничего не проектирует, и ничего не делает. Его действие состоит в том, что он знает. И он должен уметь и хотеть ответить на вопрос - вот пришел к нему крестьянин и спрашивает: 'Как сеять маис при такой погоде и политической обстановке?' И он должен ответить, как сеять маис при такой политической обстановке и при такой погоде.