Феано

Хронос (Часть 2)

охраняющее прошлое и возвращающееся к нему, верное традиции, или активное и преображающее отношение к прошлому, вводящее прошлое в будущее и вечность, воскрешающее умершее и умерших. Только второе творческое отношение походит на то настоящее, которое было в прошлом, первое же консервативное отношение походит на нынешнее настоящее, живущее в прошлом…»

Комментарии: именно творческое отношение, каждый раз удивительно новое, возникает у меня при воспоминании притчей Соломона, Учений Пифагора и Лао-цзы, сказок суфиев и других моих Учителей.

«…Теологическое учение о сотворении мира во времени принадлежит уже объективации, оно не открывает первичной истины. Это наивно-реалистический взгляд. Не грехопадение произошло во времени, а время явилось результатом грехопадения. Миротворение есть антиномия для мысли. Мир не мог начаться во времени и мир не мог быть вечным. Антиномия эта, как все антиномии, порождается объективацией... Время есть падшесть в судьбе мира. Но неверно было бы сказать, что только падшесть.

… Переживание божественной полноты мгновения есть величайшая мечта человека и величайшее его достижение. Вся мудрость Гете, вся значительность его жизненной судьбы связана с этим его даром: переживать полноту мгновения, с этой его способностью видеть божественное целое в самой малой части космической жизни. Так преодолевал он по-своему болезнь времени. Время для моего существования первичнее пространства, и пространство в моем существовании предполагает время. Поэтому научная теория о том, что время есть четвертое измерение пространства, не имеет метафизического значения. Ее значение остается лишь для мира объективации.

В творящем субъекте нет детерминации и причинности…»

Комментарий: думаю, что эта фраза относится именно к человеческой детерминации и причинности, но для Творца они необходимы и существуют, хотя имеют иной уровень, ведь без Причины не может быть и действия Мысли Творца…

«… Страх будущего есть, прежде всего, страх смерти. Смерть есть событие внутри самой жизни, и смерть есть конец жизни. Но смерть есть предельный результат объективации. Смерть есть событие во времени, в объекте, а не в субъекте и не в его внутреннем существовании, где она есть лишь момент внутренней судьбы в вечности… Память есть знак, поданный из внутреннего существования, о том, что ни одно существо и ни одно существование не принадлежит лишь к миру объектов, но принадлежит к иному порядку. Предание есть борьба с властью времени, есть приобщение к тайне истории…»

Комментарий: прекрасно и точно сказано! Предание, сказка, притча - это именно борьба с властью времени за вечность своего существования. Скажу иначе: жизнь - это борьба за вечность. Следовательно, важно не просто оставить след в памяти потомков о своей жизни, важно оставить след сказочно красивый и поучительный…

«… История не только человека, но и всего мера есть наука о том, что было, но чего уже нет. Реальность предмета исторической науки определяется тем, что прошлое, которого нет, когда-то было. Возможность исторического познания определяется тем, что в настоящем остались следы прошлого, что что-то от прошлого есть составная часть настоящего».

Комментарий: то есть, если следов нет, то и прошлого как бы нет… Для того, чтобы сильный дух остался в настоящем длительное время, он должен родить новые звездные миры!

«... Познание есть припоминание, когда оно направлено на реальность, которая не дана в непосредственном чувственном опыте, т. е. не помещена в тот кусок разорванного времени, который мы называем настоящим. Но так как большая часть нашего познания не имеет своим источником непосредственный чувственный опыт, то оно связано с припоминанием, как активностью духа. Итак как память есть первичный факт личности и с ней связано единство 'я', то припоминающее сознание есть вбирание всего мира и всей истории во внутреннее существование моего 'я'. История мира, история прошлого памятна мне, если она со мной произошла. Познание не может быть результатом незнания и не могло из незнания родиться. Познание необъяснимо эволюционно».

Комментарий: пожалуй, нужно возразить автору, просто из-за неточности его формулировки, а именно, что познание может быть результатом незнания, только существуют разные энергетические уровни знания и незнания. Познание рождается именно из незнания и благодаря незнанию проявляется стремление знать. Но причина