В.И. Громов

Осознанные сновидения

когда люди

засыпают с сохранением осознания, известны как осознанные сновидения,

инициируемые из состояния бодрствования (ОСИСБ), в отличие от

осознанных сновидений, инициируемых из состояния сна (ОСИСС), когда

люди засыпают бессознательно. Эти два типа сновидений различаются по

множеству признаков. ОСИСБ всегда сопровождаются кратким пробуждением

(иногда всего на одну - две секунды) с последующим возвращением в

БДГ-сон. У спящего возникает ощущение, будто он проснулся. В случае

ОСИСС это не так.

Хотя обе разновидности осознанных сновидений чаще происходят под

утро, доля ОСИСБ в общем их количестве к утру тоже возрастает. Другими

словами, ОСИСБ чаще всего случаются в поздние утренние или полуденные

часы.

Поль Толи отмечает, что несмотря на значительные усилия, которых

требуют поначалу техники прямого вхождения в сон, отдача от них столь

же значительна. При определенной настойчивости с их помощью можно

развить способность входить в осознанное сновидение практически в

любое время.

3.2. Сосредоточение на гипнагогических образах

Наиболее распространенная стратегия ОСИСБ заключается в

сосредоточении в процессе засыпания на возникающих в это время

гипнагогических видениях. Вначале вы, скорее всего, будете видеть

относительно простые образы, вспышки света, геометрические узоры и

тому подобное. Но постепенно появятся более сложные формы: лица, люди

и в конце концов, целые сцены. Следующий пример 'состояния полусна',

как его называл русский философ П.Д. Успенский, дает живое

представление о том, на что похожи гипнагогические видения: 'Я

засыпаю. Передо мной возникают и исчезают золотые точки, искры и

звездочки. Эти искры и звездочки постепенно погружаются в золотую сеть

с диагональными ячейками, которые медленно движутся в такт ударам

моего сердца. Я слышу их совершенно отчетливо. В следующее мгновение

золотая сеть превращается в медные шлемы римских солдат, строем

марширующих внизу. Я слышу их мерную поступь и наблюдаю из окна

высокого дома в Галате, в Константинополе, как они шагают по узкой

улице, выходящей на старую верфь и Золотой Рог, с его парусниками и

пароходами: за ним видны минареты Стамбула. Римские солдаты тесными

рядами продолжают маршировать перед моим взором. Я слышу их тяжелые,

мерные шаги, вижу сияние солнца на их шлемах. Внезапно я отрываюсь от

подоконника, на котором лежу, и в том же склоненном положении медленно

пролетаю над улицей, над домами, над Золотым Рогом, в направлении

Стамбула. Я чувствую запах моря, ощущаю ветер, теплое солнце. Этот

полет мне невероятно нравится, я не могу удержаться - и открываю

глаза.'

Состояния полусна Успенского явились результатом привычки

созерцать содержимое своего ума при вхождении в сон и в полусонном

состоянии после пробуждения. Он отмечает, что делать это значительно

легче утром после пробуждения, чем вечером, перед сном, и что без

определенных усилии такие состояния вообще не возникают.

ТЕХНИКА ГИПНАГОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

1. Полностью расслабьтесь.

Лежа на постели, прикройте глаза и расслабьте лицо, шею, плечи,

спину, руки и ноги. Устраните все умственные и мышечные зажимы, дышите

медленно и спокойно. Получите удовольствие от расслабления, дайте уйти

всем своим мыслям, заботам и планам. Если вы только что проснулись,

этого должно быть достаточно для расслабления. Если нет - попробуйте

применить любую из описанных выше методик расслабления. Пусть все

утихнет, станет медленнее, расслабленнее, пока ваш ум не сделается

спокойным, как море в безветренную погоду.

2. Наблюдайте за видениями.

Осторожно сфокусируйте внимание на образах, которые постепенно

будут появляться перед вашим мысленным взором. Смотрите, как они

появляются и исчезают. Старайтесь наблюдать за ними как можно более

пассивно, чтобы они отражались в вашем уме такими, каковы они есть. Не

пытайтесь их остановить, а просто наблюдайте, независимо и безучастно.

Поначалу вы будете видеть быстро сменяющие друг друга видения.

Постепенно они превратятся в сцены, становящиеся все более сложными, и

в конце концов объединятся в связный сюжет.

3. Войдите в сновидение.

Когда видения превратятся в подвижный, живой сценарий, позвольте

себе быть 'пассивно втянутым' в мир сна. Не делайте для этого