Эккирала Кришнамачарья

Уроки по йоге Патанджали

и узнают друг друга только в силу своих различий. Если я получаю зарплату в 1000 франков, а вы — в 10000, то я помню эту разницу, когда говорю с вами. Поведение людей происходит в понятиях разницы собственности, профессии, склонностей и темперамента. Если вы юрист, а я врач, то я всегда помню это. Много раз я спрашиваю себя, какая же профессия выше? Иногда у бедного доктора случаются неприятности с законом, и ему требуется юрист. А когда эгоистичный юрист подхватит какую-нибудь инфекцию, ему срочно требуется доктор. Так двое слепых начинают лучше узнавать этого слона, жизнь. Работа врача и работа юриста являются взаимодополняющими. Со временем все десять человек перестанут быть слепыми перед слоном. Так вот люди движутся в сторону духовности. Индивидуализм создаёт разницу во мнениях, приводит к конфликту, а иногда даже к войне. То, что мы называем войной — лишь широкомасштабное разрушение проводников, чтобы они за короткое время могли смениться на лучшие. Когда такая перестройка при существующих условиях не оказывается возможной, тогда индивидуумами вызывается война. Это не высшие силы устраивают войну — конфликтуют друг с другом наши мысленные шаблоны, и это вызывает разрушение физических проводников. Так происходило в эпоху Атлантиды, а в меньшем масштабе это дважды случалось и в XX столетии. Теперь (1981) нации пытаются сконденсировать до физического выражения третью мировую войну — вы знаете ситуацию. Учителя Мудрости заняты тем, как предотвратить её и найти лучшее урегулирование с помощью науки йоги. Они активны во всех частях земного шара, создавая новые мысли и открывая людям Земли новые горизонты. В областях медицины, юриспруденции, политики, экономики и техники они и стараются предложить универсальный подход йоги лада во всём. Получение того, что передают Учителя, может потребовать времени, и иногда до достижения слияния и понимания может произойти большое смятение и путаница. Так мы стоим на этой платформе. Ваша попытка приступить к обучению йоге делает вас готовыми к принятию этого, так что у вас никакого смятения уже может и не быть. Йогическая тренировка вызывает поглощение реактивной природы и позволяет уму использовать клетки мозга для внешнего проявления света души. Тогда голова просветляется.

У каждого из нас есть головной центр, но есть также и головной центр, существующий для нас всех. У каждого из нас есть сердечный центр, и есть сердечный центр для всех нас. У каждого из нас есть головной и сердечный центры, а у Земли есть головной и сердечный центры для нас. Её головной центр — это то, что Учителя называют Шамбалой, а сердечный — это то, что называют Иерархией и Христом. Великие, пребывающие в этих двух центрах, проводят йогическое преображение, тогда как мы приступаем к практике йоги Патанджали.

Во втором его афоризме слово читта означает деятельность ума и чувств вместе взятых, о которых говорится в понятиях энергии. Вритти означает реактивную деятельность читты. Эта деятельность не присуща человеку изначально, поскольку это лишь отклик на окружение и его воспоминания. Ниродха означает прекращение. Мы должны обуздать реактивную природу читты. Читта — это умственная субстанция, она была названа Алисой Бэйли умственной субстанцией — тем, чем заполнен ум. Это не материя, но это субстанция или заполнитель, не принадлежащий к физическому плану. Пока читта занята реактивной деятельностью, она получает впечатления через чувства. Она действует подобно принимающему полюсу, и ум тоже оказывается на приёмном конце. Мы принимаем свет через наш глаз, звук — через ухо, запах — носом, вкус — языком, а осязание — кожей. Работа этих пяти чувств состоит в принятии впечатлений от среды в понятиях предметов, или 'объектов'. Внешний стимул называется объектом, отклик называется реакцией, а приёмные точки называются чувствами, центр которых находится в уме. Ум подобен цветку с пятью лепестками. Извне прилетают бабочки, чтобы временно задержаться на цветке. Таким образом ум заставляет нас жить в понятиях его реакций на объекты. Мы живём в центре восприятия. Вся деятельность нашей жизни становится приёмным полюсом. Он лишь отрицателен по своей природе, подобно тому, как является приёмным отрицательный полюс в электричестве. Мы слышим звуки и разговоры. Мы видим вокруг себя вещи. Мы живём, ведя в лучшем случае отрицательное существование. Это значит, что если нет среды, то для нас нет и жизни. Такое живое существо мы называем негативным индивидом. Но внутри него есть некто иной, от которого просвечивают наружу эти способности. Сила