Эккирала Кришнамачарья

Уроки по йоге Патанджали

глаза и с помощью ума расслабьте каждый мускул и каждый нерв своего тела. Медленно перемещайтесь умом от головы к ногам, замечая внутри каждый мускул и каждый нерв. И где бы вы ни обнаружили напряжение, пронаблюдайте, как оно расслабляется. Второй шаг — наблюдать движения, происходящие в процессе каждого вдоха или выдоха. Ум, работающий в головном центре, учится при этом подходу к деятельности дыхания и кровообращения, происходящей в сердечном центре. Объектный ум учится становиться субъектным.* Деятельность не-я начинает поглощаться деятельностью истинного я, света души. Вся активность головы будет выведена в сердечный центр. Тогда головной центр освободится от существовавшего до сих пор беспокойства. С головным центром начнут работать разумы Шамбалы, а ум будет учиться предлагать себя деятельности Иерархии. Вы будете учиться участвовать в деятельности Христа, в то время как разумы Шамбалы начнут заботиться о вас. Вы должны каждый день находить время для этой практики. Сделайте дыхание сознательным, дыша осознанно.

__________

* То есть ум, прежде привязанный к объектам, становится истинно действующим, или субъектом — прим. пер.

Третий шаг — это установить единообразие в дыхании. Начните вдыхать и выдыхать, контролируя процесс. Вдыхайте медленно, мягко и глубоко. Пусть в процессе не будет ни ускорения, ни замедления. Мягкое дыхание означает, что вы не должны производить или слышать в своём дыхании какой-либо звук. Практика кумбхака между вдохом и выдохом не нужна. Не допускайте запирания дыхания внутри. Некоторые школы йоги учат кумбхаке, то есть задержке дыхания при практике пранаямы. Вас просят вдыхать, считая до десяти, затем удерживать воздух внутри, считая до двадцати, а затем выдыхать, считая до двадцати. Затем пять счётов продержать лёгкие пустыми и снова начинать дыхание. Вот что предписывают некоторые школы йоги в качестве пранаямы. В этом процессе может быть какая-то великая истина, но он неизвестен ни у Патанджали, ни у автора Бхагавад-гиты, и это для нас достаточная причина, чтобы не следовать этому методу. Мы хотим с самого начала следовать йоге Патанджали и не желаем дрейфовать в ашрамы других гуру. Ни Патанджали, ни Бхагавад-гита не предписывают нам выполнять кумбхаку. Вы можете спросить, почему же мы не можем её выполнять? Ведь задержка дыхания тоже нужна для некоторых целей. Так учит школа хатха-йоги. Это может быть так, и для какой-то особой цели кумбхака действительно может быть необходима. И в то же время ваши лёгкие говорят, что им необходимо дышать. В воздухе есть кислород, а у лёгких есть потребность в кислороде. Если вы знаете больше, чем ваши лёгкие, тогда всё в порядке. И если ваша особая причина выполнять кумбхаку для вас важнее жизни, то это хорошо. Но это вопрос жизни и смерти, потому что лёгким кислород нужен для жизни, а точнее — чтобы вдыхать в вас жизнь. Сами лёгкие никогда не хотели жить, но они всегда хотят, чтобы жили вы, поскольку таков назначенный им долг. И они мудрее вас, потому что природа всегда мудрее любого из её созданий. Если вы позволяете лёгким решать, это один путь. Если вы хотите решать, то это другой путь — путь хатха-йоги. Здесь Патанджали и Бхагавад-гита расходятся с другими школами мысли. Потому предпочтём разойтись с ними и мы. Путь Патанджали, Бхагавад-гиты и Учителей всегда един. Вы можете избрать и иной, но тогда можете быть уверены, что идёте не по пути Учителей, Патанджали и Бхагавад-гиты. Мы ведь чувствуем, что лучше довериться тем учёным, которые являются практиками и без всякой мистификации могут гарантировать нам результат. Лучше получить лекарство от врача, имеющего большой опыт, или пытаться приготовить лекарство самим? Здравый смысл нам подсказывает, что желательнее оставить себя на попечение доктору. Если мы начнём экспериментировать сами, то и ответственность ложится на нас.

Теперь — четвёртый шаг. Следуя третьему шагу, вы обнаружите, что ваше дыхание становится всё более и более равномерным и начнёт отождествляться с той самой музыкой, которая и создала дыхание на основе пространства. Это то, что знающие называют законом пульсации. Теперь вы оказываетесь непосредственно под попечением универсального закона, который знает закон периодичности, по которому он узнаёт, когда произвести явление поглощения или возвращения (которое невежественно называют смертью). Ваша осознанность всё больше настраивается на музыку вашей основы, которая и производит ваше дыхание. Ум тогда погружается в пульсацию, и двух отдельных вещей больше не существует. Ум, наблюдающий дыхание,