Эккирала Кришнамачарья

Уроки по йоге Патанджали

школу, вы можете основать новый центр, новую обитель, новый очаг деятельности, но не новую йогу. Всякая философия, сочинённая ради новизны, будет отмирать, и вам придётся следовать всё тем же древним источникам. Все эти разные системы и философии существуют для вас, лишь пока вы не вступили на единый путь, истинный Путь. Если вы хотите следовать пути йоги, то не должны пренебрегать своим долгом. Рассказывают, что у одного хозяина прачечной были собака и осёл. Когда в его дом полез вор, собака осталась безразличной и не стала лаять. 'Почему ты не лаешь?' — спросил осёл. 'Мой хозяин не любит меня, и у меня нет никакого желания выполнять для него свои обязанности'. Осёл сказал: 'я верный слуга и выполню твой долг', и громко заревел. Хозяин проснулся, но не догадался о том, что пришёл вор, поскольку это собака должна была поднять тревогу, а не осёл. Он решил, что осёл просто мешает ему спать, и хорошенько поколотил его. Потому каждый ученик йоги должен думать о своём собственном долге и не искать недостатков в работе других. Если после того, как я уйду с кухни, вы обнаружите, что там что-то не так, то не ваше дело указывать на это или сетовать. Если вы можете, то тихо исправьте положение. Таково должно быть отношение ученика йоги к обществу. Исполнение работы, которая вам предоставлена, производит очищение вашего проводника, и это единственная процедура, которой вы можете излечить свои комплексы. Исполнение своего долга на физическом плане — вот единственная вещь, которая выправит каждого. Если в мире и существует какой-нибудь другой метод, то он может очистить что угодно, но не психологические комплексы. Если вы в порядке долга берёте на себя работу, которой пренебрегают другие, и не жалуетесь, тогда ваши проводники готовы для практики йоги. Когда вы делаете что-то полезное для мира, то это делается не для его пользы, а для вашей же пользы, для самоочищения. Ведь польза миру может быть от всякого, а не только от вас. Всякий, кто занят в какой-либо хорошей работе, получит пользу, очищаясь. Если не вы возьмётесь за неё, кто-нибудь сделает её ещё лучше. Если же вы за неё возьмётесь, польза будет вам. Вот один аспект, на который изучающий йогу должен обратить внимание.

Другой важный момент состоит в знании науки трёх гун и их вклада в образование различных сочетаний, известных нам под названием темпераментов. Инертность, подвижность и равновесие — это три качества, образованные основной природой мироздания, и они управляют в нём всем. Эти три качества природа наделила высшей властью управлять всем в мироздании, с материального плана до высшего духовного, за которым следует уже то, что мы именуем девятой природой. Кроме девятой (света души) и десятой природы (Господа Вселенной) все прочие планы существования находятся под контролем этих трёх качеств. Причина этого в том, что существами, возглавляющими построение материи, высвобождение энергии и образование того, что мы называем умом, то есть основы существования индивидуальностей, являются дэвы, отрабатывающие эти три качества. Потому эти три качества смешиваются в бесконечном количестве соотношений, давая различные темпераменты, правящие живыми существами. Каждый из нас наделён темпераментом, который является арифметической результирующей сочетания этих трёх качеств. Они обусловливают пять чувств и ум, а также защищают индивидуумов, наделяя каждого из них собственным характерным поведением. Непреложность поведения, заданного темпераментом, пребудет с вами, пока вы не достигнете озарения самадхи. Тогда вам будет позволено жить за пределами условий, задаваемых этими тремя качествами. Но даже тогда они продолжат образовывать ткани вашего тела и проводить жизненные функции, поскольку ваши проводники должны продолжать служить вам, покуда не настанет время их отбросить. Вам нужно знать назначение и ограничения этих трёх качеств, чтобы вы могли научиться жить вне их, в то же время с ними сотрудничая. Пока существует реакция ума и чувств на окружение, есть и выражение темпераментного поведения. Среди этих трёх гун не может быть никакого равновесия, пока вы живёте в не-я. Если преобладает инертность, вы живёте в летаргии и не хотите делать ничего из того, что вам следует делать. Импульсы природы сделают вещи принудительными, вам придётся жить в неволе и ваша работа в этом мире станет для вас обязательной. К каждому шагу вы будете понуждаемы, и будете жить в рабстве. Вы будете узником в клетке, вместо того, чтобы стать хозяином проводников. Когда преобладающим фактором вашего темперамента будет динамизм,