Эккирала Кришнамачарья

Уроки по йоге Патанджали

достигнуто через данный Богом процесс моногамии, который был назван Ману грихастха дхармой.

_________

* В оригинале игра слов: jam — джем и jammed — засорился, заглох — прим. пер.

Допустим, ваш ребёнок получает удовольствие от того, что ест что-то грязное. Если вы отберёте это у него, он расстроится, а на следующий день научится есть так, чтобы вы не знали. Это развитие от плохого к худшему. Предложите лучше что-то более вкусное. Ребёнок бросит то, что ел раньше, будучи привлечён тем, что предлагаете вы. С умом и чувствами вы должны вести себя точно так же. Удовольствие бывает двух типов — удовольствие от чего-либо и удовольствие как переживание. Ум и чувства стремятся получить удовольствие, соприкасаясь с чем-либо внешним, у души же удовольствие имеет вид собственного света, собственного состояния. Ваше низшее я пытается найти удовольствие в чём-то ином, чем оно само. Языком оно ищет его в пище, ухом — в звуке, носом — в запахе, осязанием — в поверхности, а умом — в мысли, которая отлична от него самого. Когда холодно, низшее я находит удовольствие в чём-то тёплом, а когда тепло — в чём-то прохладном. У языка нет своего собственного вкуса. В точке соприкосновения с какой-либо иной вещью низшая природа и находит удовольствие. Душа же существует как всё, и потому у неё нет того, что можно считать 'чем-то другим'. Потому душа — это наслаждающийся и наслаждение, слитые воедино. Когда вы начнёте жить как душа, понятия о наслаждении изменятся. У ума и чувств наслаждение — лишь случай, представление и воспоминание. У души это переживание. Чувственные удовольствия — лишь попытки, и они неистинны. О душе же в Бхагавад-гите сказано: 'ищи меня, как никакую иную вещь'. Когда сознание сдвигается от не-я (царства иных вещей) к истинному Я (царству себя), тогда нет иной вещи, чтобы получать удовольствие, ибо оно едино с нами. Это и есть естественное состояние бытия. 'Я един, и нет для меня другого' — сказал Бог Моисею. К несчастью, это высказывание из древнееврейских текстов было неверно переведено в том смысле, что 'Я Господь, Бог ревнитель, и да не будет других богов перед лицом моим'. Он не ревнив, но для него нет ничего иного, кроме его самого. Чувственные удовольствия несут касание души, и потому чувства ищут удовольствия. Свойство души — это удовольствие, а свойство ума и чувств — искать какую-то иную вещь для контакта. Это свойство ума и чувств естественно, а свойство души — сверхъестественно. Инерция, подвижность и равновесие — это три качества (три гуны), порождающие ум, чувства и тело. Душа за пределами этих гун и существует как основа, глубинный поток подо всем, подобно тому, как под многими кусками плавающего льда есть вода. Множественность возможна лишь с кусками льда, но не с водой.

Три гуны относятся к чувствам и уму, но не к душе. Ум и чувства действуют в понятиях этих трёх гун. Качество инерции (тамас) преобладает, когда мы чувствуем сонливость и расслабление. Когда преобладает подвижность (раджас), то мы хотим узнать, что происходит, что в сегодняшней газете и т. п. Нам хочется выйти и посмотреть, как дела в городе, что говорят люди, какова погода, хочется посмотреть на снег, выпавший в Альпах. Когда действует раджас, мы не можем оставаться на одном месте. Я работаю целый год и чувствую однообразие. Я жажду перемен. Смена обстановки и друзей, домов и мест — вот что происходит, когда преобладает подвижность. Некоторые люди не любят перемен, потому что чувствуют, что они неудобны и небезопасны. Хорошо ли, плохо, но они хотят продолжать так, как есть. Мы обнаруживаем это, когда действует качество инерции. Когда же преобладает саттва, человек проявляет свои благородные черты, и во всём, что он делает, обнаруживается равновесие. Двигатель вашего автомобиля можно сравнить с тамасом, а бензин — с раджасом. Саттва же — это владелец машины, который умеет её водить и знает её механизм. Инерция включает в себя вес машины, металл её двигателя и кузов. Динамизм включает в себя топливо, применяемое в машине. Равновесие же включает в себя владельца, который является и её водителем. Когда вы будете пребывать в равновесии или саттве, тогда для вас откроется проход к свету души. Введя себя в динамизм или раджас, вы будете волноваться, реагировать, что-то делать, пожинать последствия этого и снова реагировать уже на эти последствия. Это называется цепью кармы, которая вас связывает.

Саттва, или равновесие, совершает перестановку, при которой становится возможно первое касание света души. Это соприкосновение влияет на цепь причин и следствий