Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 2)

я пропускаю информацию о том, что именно знает Эмили и как она это знает Номинализации_- чрезвычайно эффективное средство гипнотического наведения, так как они позволяют говорящему придерживаться расплывчатых формулировок и требуют от слушателя выбрать среди его переживаний наиболее соответствующее по смыслу. Методы гипнотического наведения Милтона Эриксона изобиловали номинализациями. В следующем примере номинализации подчеркнуты:

'Я знаю, что существуют некоторые трудности в вашей жизни, и вы хотели бы найти удовлетворительное решение этих проблем... но я не уверен, какие именно индивидуальные способности вы сочли бы наиболее полезными для того, чтобы справиться с этими трудностями, но я знаю, что ваше подсознание гораздо лучше, чем вы сами, способно просмотреть ваши жизненные впечатления и переживания, способно найти среди них именно ту способность, которая вам нужна...'

Во всем этом высказывании не подразумевалось ничего определенного, но если применить такого рода формулировки, обращаясь к клиенту, желающему решить какую-либо проблему, такой клиент сам найдет специфическое индивидуальное осмысление использованных номинализаций. Используя номинализации, гипнотизер может сформулировать полезные инструкции, не рискуя сказать что-либо, что вступит в противоречие с внутренними переживаниями слушателя.

2)_Неопределенные глаголы. Ни один глагол не является полностью определенным понятием, но существуют глаголы более и менее определенные. Если гипнотизер использует относительно более неопределенные глаголы, слушатель вынужден делать самостоятельные усилия, чтобы придать таким глаголам значение и тем самым понять высказывание. Слова типа: 'делать', 'сосредотачиваться', 'решать', 'двигаться', 'изменяться', 'удивляться', 'думать', 'чувствовать', 'знать', 'переживать' 'понимать', 'вспоминать', 'осознавать' и т д. (неопределенные глаголы) представляют собой относительно неопределенные глаголы.

'Я думаю, что эта правда',- выражение менее определенное, чем фраза: 'Я чувствую, что эта правда'. В последнем высказывании все же содержится некоторая информация о том, как человек понимает процесс мышления. Если я говорю: 'Я хочу, чтобы вы научились', тем самым я использую чрезвычайно неопределенный глагол, потому что остается неизвестно, каким образом должен учиться мой собеседник, и чему он должен научиться, в частности.

3)_Неопределенное обращенное обозначение. Неопределенное обращенное обозначение возникает, когда существительное о котором идет речь, не определяется.

'Все могут расслабляться'.

'Этому можно легко научиться'.

'Вы можете заметить некое ощущение'.

Предложения такого типа предоставляют слушателю возможность легко приложить высказывание к своим собственным переживаниям, и тем самым понять его по-своему.

4)_Пропуск. В высказываниях, относящихся к этой категории, полностью опускается основное существительное, к которому должна, по-видимому, относиться фраза.

Например: 'Я знаю, что вы любопытны'.

Объект такого высказывания полностью опущен. Слушателю не говорят, к чему он должен испытывать любопытство. И опять слушатель может заполнить 'пустое пространство' в соответствии со своими переживаниями.

В. Три принципа организации семантики

1)_Причинно-следственное моделирование, или связывание.

Причинно-следственное моделирование представляет собой использование слов, вызывающих эффект причинно-следственной взаимосвязи между происходящими явлениями и теми явлениями, которые коммуникатор желает вызвать: использование таких слов побуждает слушателя реагировать таким образом, как будто одно явление действительно 'влечет за собой' другое. Существует связывание трех типов, различающихся по степени обязательности взаимосвязи высказываний.

а)_Связывание самого необязательного типа образуется с помощью соединительных частиц, объединяющих явления, в сущности не имеющие отношения друг к другу.

'Вы слушаете звук моего голоса, и можете начать расслабляться'.

'Вы вдыхаете и выдыхаете, и вам любопытно узнать, чему вы можете научиться'.

б)_В связывании другого типа используются слова типа:

'Тогда как', 'когда', 'в течение', 'в то время как'. Связывая высказывания с помощью таких слов, мы устанавливаем причинно следственную взаимосвязь по времени.

'В то время, как вы сидите и улыбаетесь, вы начинаете погружаться в состояние транса'.

'По мере того, как вы покачиваетесь взад и вперед, вы можете еще больше расслабиться'.

в)_Третий, наиболее обязательный вид связывания, предполагает использование слов, действительно обозначающих причинно следственную