Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 2)

направо: слуховая конструкция. Слуховое представление звуков, которые человек никогда не слышал раньше. Вопросы, которые могут вызвать такого рода процессы обработки информации: 'Как вы представляете себе шум аплодисментов на фоне пения птиц?', 'Как прозвучало бы ваше имя, если произнести его наоборот?'

5._Направление взгляда налево вниз: слуховое замкнутое представление. Разговор с собой, внутренний разговор. Вопросы, которые могут вызвать такого рода процессы обработки информации: 'Скажите себе что-нибудь, что вы обычно себе говорите', 'Повторите про себя символ веры'.

6._Направление взгляда направо вниз: кинестетическое представление. Ощущение эмоций, осязательные ощущения (чувство прикосновения) или проприоцептивные ощущения (чувство движения мышц). Вопросы вызывающие такого рода процессы обработки информации: 'Как вы чувствуете себя когда ощущаете радость?' 'Какое чувство вы испытываете, когда прикасаетесь к сосновой шишке?', 'Что вы чувствуете, когда бежите?'.

Приложение II

ГИПНОТИЧЕСКИЕ СЛОВЕСНЫЕ ШАБЛОНЫ: МОДЕЛЬ МИЛТОНА ЭРИКСОНА

Гипнотизируя пациентов, Милтон Эриксон использовал весьма схематизированные речевые построения, иногда прибегая к необычным методам. Его словесные шаблоны были впервые описаны Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером в их книге 'Шаблоны гипнотической техники Милтона Г. Эриксона Доктора Медицины'. Том 1.

Использование 'Модели Милтона Эриксона' является предварительным условием эффективной гипнотической коммуникации, и все примеры гипнотического наведения, приведенные в этой книге, основаны на использовании таких словесных шаблонов. Прочитав множество примеров гипнотического наведения, приведенных в этой книге, читатель подсознательно учится использовать такие гипнотические словесные шаблоны. В настоящем приложении такие шаблоны изложены более схематически и в сокращенном виде для того, чтобы читатель мог практиковаться в использовании каждого такого шаблона по отдельности, что позволит ему впоследствии постоянно и систематически инкорпорировать их в свое поведение.

1. Шаблоны обращенной Мета-Модели

Модель Милтона Эриксона часто называют обращением Мета. Модели. Мета-Модель подробно описана в книге Бэндлера и Гриндера 'Структура Магии', Том 1, существует превосходное схематическое изложение Мета-Модели на 12 страницах, в приложении к книге Лесли Камерон-Бэндлер 'Они жили счастливо и долго'. Мета-Модель представляет собой набор словесных шаблонов, который может быть использован для более подробной и полной спецификации переживаний. Модель Милтона Эриксона, напротив, предназначена для того, чтобы создавать 'искусную расплывчатость' выражений. 'Искусная расплывчатость' выражений позволяет коммуникатору формулировать фразы, звучащие весьма определенно, но на самом деле достаточно общие для того, чтобы с их помощью можно было осуществлять адекватную подстройку к переживаниям слушателя, вне зависимости от того, каковы эти переживания. Мета-Модель предусматривает способы вскрытия специфической информации, содержащейся в любом предложении: Модель Милтона Эриксона предусматривает способы конструирования предложений, в которых может содержаться практически любая специфическая информация. От слушателя требуется заполнить представленное ему 'пустое пространство' своими собственными уникальными внутренними переживаниями. Мета-Модель, как правило, может быть подразделена на три основные части: А. Сбор информации, В. Три принципа организации семантики, С. Ограничители речевой модели.

А. Сбор информации

В качестве раздела Модели Милтона Эриксона, эта часть носит название 'Пропуск информации', и является, с точки зрения гипнотизера, наиболее существенным разделом Модели. Четыре Субкатегории пропуска информации следующие:

1)_Номинализации: Номинализациями называются слова, занимающие место подлежащего в предложении, но не поддающиеся чувственному восприятию_- то есть, они обозначают понятия, которые нельзя осязать, чувствовать и слышать. Проверить, является ли слово номинализацией, можно с помощью следующего вопроса: 'Можете ли вы положить это в тачку?' Если слово является существительным, но не означает предмета, который можно куда-либо погрузить, оно является номинализацией. Слова типа: 'любопытно', 'гипноз', 'обучение', 'знания', 'любовь' и т. д. являются номинализациями. Они используются в качестве существительных, но на самом деле представляют собой процессуальные слова.

В любом случае, когда используются номинализации, пропускается масса информации. Если я говорю: 'Эмили обладает глубокими познаниями',