Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 2)

время она разговаривала с врачом, уделяя только часть внимания тому, что она делает, она пересела и начала работать с правой ногой пациента, ничего так и не заметив.

Внезапно я понял, что нахожусь лицом к лицу с необычайной потрясающей возможностью. Удивляясь тому, что они не замечают происходящего, я не понимал, что из этого следует. Теперь я убедился что, так как гипноз не является признанным научным методом лечения, то эти врачи верят, что рука пациента должна находится в прежней позиции, а поэтому возвратили ее в надлежащее, с их точки зрения, положение. Тогда я прервал их разговор и сказал: 'Я хочу вам кое-что показать'. Я подошел к пациенту и взял его за руку_- она была податлива, словно масло. Оба врача воззрились на эту руку, как будто увидели привидение. Я взглянул на них и сказал: 'Должен сказать вам, что гипноз не является надежным научным средством излечения, он способен только помочь физиотерапии, и вполне возможно, что рука этого пациента вернется в прежнее состояние. Обычно это происходит в течение 24 часов. Но изредка, по какой-то непонятной причине, этого не происходит. И это не происходит, как правило, тогда, когда пациента лечил настоящий опытный физиотерапевт, прежде чем его подвергли гипнотическому лечению.

Таким образом, я подстроился к их системе ценностей, желая заручиться их поддержкой, чтобы вся система больницы помогла мне. При этом я преследовал только одну цель_- дать этому пациенту возможность напрягать и расслаблять парализованные мышцы по своему желанию. Что приведет к этому результату, меня не беспокоило. Важно было вернуть пациенту способность управлять своей рукой. И если людям не нравится метод с помощью которого такая возможность появляется, подсознательно они будут вовлечены в поведение, направленное на то, чтобы помешать возникновению такой возможности. Это не значит, что они будут действовать злонамеренно, но их сознание не сможет справиться с явлениями, противоречащими их системе ценностей.

Всегда легче добиться изменений, если все, что вы делаете, соответствует структуре ценностей учреждения, в котором вы работаете или индивидуальности, которую вы желаете изменить. Участник одного из наших семинаров, Пэм, спросил меня, что можно сделать для его девятилетнего пациента, Дэйви, который находился в очень плохом состоянии. Мне рассказали, что мальчик не мог спать больше получаса в сутки уже четыре или пять дней, уже истощен до крайности и начинает болеть. Каждый раз, когда мальчик ложится спать, через 15 или 20 минут ему начинали сниться кошмары, полные чудовищ, он сбрасывал одеяло, начинал метаться и просыпался с криком. Пэм не знал, как справиться с этой проблемой, и попросил меня помочь ему, как можно быстрее.

Во время обеденного перерыва я вышел в другое помещение вместе с Дэйви, его матерью, и Пэмом. У меня было мало времени, так что я сразу приступил к установлению раппорта. Так как я старший среди девяти моих братьев и сестер, у меня нет проблем при установлении раппорта с детьми. К тому времени, когда мы сели, я уже установил раппорт с помощью походки, прикосновений и так далее.

Вместо того, чтобы приступать к обширной стадии сбора дополнительной информации, я сразу спросил: 'Какого цвета чудовища?'. Я не спрашивал мальчика_- 'Можешь ли ты представить чудовища?', 'Существуют ли чудовища?', 'Видишь ли ты сны?', 'Беспокоит ли тебя что-нибудь?', 'В чем твоя проблема?'_- вопрос, который я задал, уже подразумевал все это, и поэтому я пропустил предварительную фразу. 'Какого цвета чудовища?'_- огромный скачок, но у меня уже был раппорт с мальчиком, и никаких трудностей не возникло. Дэйви ответил и перечислил несколько цветов. Я сказал: 'Мне кажется, они страшно большие и жуткие'. Он ответил: 'Еще бы!'

Я спросил: 'Кто из людей или зверей, которых ты знаешь, такой сильный, что может справиться с этим чудовищем?' Он ответил: 'Не, я не знаю', так что я продолжал поиски: 'А человек у которого есть шесть миллионов долларов, с ним справится?' Мальчик_- сказал: 'Нет'.

Потом я случайно натолкнулся на нечто. Я спросил: 'Ты смотрел фильмы из серии 'Война звезд?' Это было несколько лет назад_- тогда каждый девятилетний мальчишка, конечно, смотрел 'Войну звезд'. Его лицо просияло при мысли об этом фильме. Я сказал. 'Мне кажется, я знаю, какой из героев тебе больше всех нравится'. Разумеется он спросил: 'Какой?' Я сказал: 'Вуки'.- Ну да, он. Я сказал: 'Между прочим, давай-ка я научу тебя фокусу со спящей рукой, чтобы ты мог управлять своими снами'. Я взял его за руку, поднял ее, и попросил мальчика представить