Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 2)

не должно знать о новом способе поведения. Если сознание партнера будет помнить о новом варианте поведения, он не сможет соответствующим образом 'войти' в него, приспособиться к нему, информация не закрепится в подсознании достаточно надежно. Разве можно рассчитывать на сознание? Сознание_- наиболее ограниченная и ненад

ежная часть личности человека.

С некоторыми пациентами не обязательно производить подстройку к дальнейшему поведению. У некоторых людей уже есть своя собственная надежная техника подстройки будущего поведения, они могут это сделать сами Другие люди неспособны самостоятельно успешно провести перекрывание всех ситуаций, которые могли бы возникнуть в будущем, и вы должны сделать это сами, если работаете систематически и доводите свое дело до конца.

Если ваш партнер не знает, какую новую реакцию он хотел бы осуществлять в проблематической для него ситуации, начинайте процесс постепенного отбора. Прежде всего вы говорите: 'Обратитесь к своим жизненным впечатлениям, вспомните историю вашей личности. Использовали ли вы когда-нибудь, в другой ситуации, реакцию, которая могла бы превосходно заменить тот шаблон поведения, который вас не удовлетворяет в данной ситуации?' Если вы получаете ответ 'Да', попросите вашего партнера заново пережить проблематическую ситуацию и инкорпорировать в нее найденную реакцию. При этом придерживайтесь той последовательности, которую я только что описал.

Если ответ будет по-прежнему 'Нет', попросите партнера продолжить поиск удачной модели поведения, используя при этом процесс, который мы называем 'обращенной заменой обозначений'. Вы говорите: 'Знаете ли вы кого-нибудь, чье поведение в такого рода ситуациях кажется вам весьма успешным и желательным, изящным и эффективным настолько, что вам самим хотелось бы уметь вести себя подобным образом?' Кроме того вы можете сказать: 'Я знаю, уже одно то обстоятельство, что вы не удовлетворены своим прежним образцом поведения, говорит о том, что существует какой-то известный вам образец поведения в подобных ситуациях, какая-то реакция, которой вы хотели бы научиться'. 'Представьте себе некую известную вам личность_- кого-нибудь, кем вы восхищаетесь, кого вы уважаете_- личность, которую вы считаете гораздо более цельной, которая, по вашему мнению, гораздо успешнее реагирует в такого рода ситуациях'. Модель поведения, которую выбирает ваш партнер, может быть 'реальной' или 'фиктивной'. Фиктивный характер, почерпнутый из кино или книг, может стать настолько же реальным внутренним представлением о возможном способе реагирования, как и действительные воспоминания о поведении окружающих, хранящиеся в человеческой памяти, и может служит превосходной моделью поведения.

После того, как ваш партнер выберет такую модель поведения, проведите его снова через описанную последовательность трехэтапной инкорпорации новой модели в поведенческий репертуар вашего партнера. Сперва вы просите его увидеть и услышать, как осуществляется в данной ситуации та модель поведения, которую он выбрал в качестве нового варианта. Вы можете попросить партнера поднять палец, означающий 'Да', для того, чтобы вы могли знать, когда он закончит этот первый этап процедуры. Затем вы протягиваете руку, мягко и осторожно опускаете сигнальный палец партнера и говорите: 'Хорошо. Теперь, увидев и услышав поведение этого другого человека в данной ситуации, убедились ли вы в том, что действительно хотели бы научиться реагировать именно таким образом?'

Если вы получаете сигнал 'Нет', то возвращаетесь к прежнему этапу процедуры и просите партнера найти другую модель поведения, или увидеть ту же самую модель поведения в действии, но уже несколько иначе, получив сигнал 'Да', вы можете переходить к следующему этапу.

На втором этапе процедуры вы говорите: 'А теперь поместите свой собственный образ в тот же самый кинофильм, замените актера сами, и его голос замените своим. Просмотрите и прослушайте всю ситуацию опять, и поднимите палец, означающий 'Да', когда вы это сделаете'. Теперь ваш партнер видит и слышит самого себя, выполняющего те же действия, но он все еще диссоцирован со своим образом кинестетически.

Когда партнер закончит этот этап, спросите его: 'Теперь увидев и услышав самого себя, выполняющего эти действия, хотите ли вы по-прежнему обучиться этой модели поведения?' 'Считаете ли вы по-прежнему, что такое поведение_- как раз то, что вашему этапу процедуры и просите партнера модифицировать эту модель поведения до тех пор, пока она не покажется ему удовлетворительной_- при этом, возможно потребуется