Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 2)

так порезать палец, чтобы он действительно здорово разболелся? И за то время, как ваш палец буквально пульсировал от боли, случалось, ли вам, по какой-либо причине, забыть о своем пальце? В каком контексте это происходило?

Мужчина: Когда я был в опасности.

Именно. Опасность_- это классический пример. Но для большинства людей для этого не нужно даже опасности. Единственное, что им нужно_- это отвлечься чем-нибудь. Количество внимания, на которое способно человеческое сознание, весьма ограничено. Есть правило, по которому все люди способны обрабатывать максимум на 7_2 канала информации. Если вы хотите, чтобы человек отвлекся, займите все девять информационных каналов. Займите его чем-нибудь еще_- чем угодно.

Однажды я работал с мужчиной, страдающим от жестокой боли. С ним произошло какое-то несчастье, в результате которого возникла внутренняя травма. Я не вникал в медицинские подробности, но в этом случае была какая-то физическая причина, по которой этот человек вынужден был переносить боль. Он пришел ко мне и попросил применить гипноз. Я ответил, что не знаю, смогу ли я помочь ему справиться с болью. Я применил гипнотическую процедуру, которая прекрасно действовала, но только на людей развитых, с большим жизненным опытом, образованных и при этом достаточно откровенных и прямодушных. Я не знал заранее каков этот пациент.

Я сказал ему: 'Видите ли, самые развитые и образованные люди_- отличаются тем, что способны воспринимать одни и те же вещи с различных точек зрения'. Между прочим, если верить Жану Пиаже,* это действительно так. Итак, я изложил этому человеку теорию Пиаже и проверил уровень образованности, его умственные способности.

Согласно с теорией Пиаже, быть образованным, разумным человеком значит уметь объяснить, как будут выглядеть одни и те же вещи с различных точек зрения, в разных контекстах. Если я хочу проверить умственные способности ребенка, я могу взять, например кусочек дерева и наперсток. Я попрошу ребенка подойти, покажу ему наперсток, а потом положу кусочек дерева так, чтобы ребенок не видел за ним наперстка. Потом я спрошу: 'Есть что-нибудь за деревянным кубиком?' Если ребенок скажет: 'Нет', значит это не очень-то 'развитый' ребенок. 'Развитый' ребенок может представить себе спрятанный наперсток, кроме того, он может увидеть и наперсток, и деревянный кубик так, как если бы он смотрел на них с другой стороны. Проверяющий спрашивает буквально следующее 'Как бы это выглядело, если бы вы посмотрели на это с другой стороны?' Чем лучше вы можете представлять себе вещи с различных точек зрения, тем вы более 'развитый' и образованный человек. Одним из следствий такого способа так представлять себе вещи является то, что вы диссоциируете, разобщаете себя и свои ощущения. На этом основаны некоторые современные методы обучения детей и развития их способностей. Детей учат развиваться и диссоциировать себя и свои ощущения потому что именно этот процесс приводит к тому, что называется 'способностями'.

Я попросил своего пациента пойти домой и попрактиковаться, потому что на следующей неделе я хочу подробно испытать его и выяснить, является ли он развитым и образованным человеком. Ему нужно было сделать следующее: увидеть себя лежащим на кровати_- сначала представить себе, что он смотрит из одного угла комнаты, потом из другого, а затем из любой точки между этими углами. Я сказал ему, что на следующей неделе я выберу какую-либо случайную точку зрения и попрошу его описать в подробностях все, что он видит. Я сказал ему, что измерю разницу между действительным углом зрения и тем углом зрения, под которым он будет представлять себе происходящее, и вычислю степень его образованности.

Он ушел домой, и, когда он пришел на следующей неделе, он справился со своей задачей. Он работал над ней терпеливо и методически. При этом им двигали самые серьезные побуждения: он хотел, чтобы я его вылечил, и надеялся, что я смогу помочь ему. И когда он пришел, то сказал мне: 'Вы знаете, произошла странная вещь_- всю эту неделю я чувствовал, что боль как будто уменьшилась'. Дать кому-нибудь подходящее задание_- еще один способ контролирования боли.

Есть и другие, весьма причудливые методы. Погрузив пациента в состояние транса, вы можете делать все, что угодно, лишь бы в ваших выражениях предполагалось, что боль исчезнет. Как-то раз я сказал одному из своих пациентов: 'Я хочу говорить с вашим Мозгом. Как только Мозг будет готов говорить со мной, и ни одна часть сознания не будет знать о том, что происходит, пусть рот откроется и скажет: 'Есть'. Пациент