Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 2)

одно из важнейших пифагорейских понятий,

которым часто пользовался Ямвлих в 'Своде пифагорейских учений' (особенно в

трактате 'О жизни пифагорейской'). Знаменитые примеры 'пифагорейской дружбы'

(см. 'О жизни пифагорейской', 233--239) есть проявления единства Универсума

и лишь во вторую очередь --этическая парадигма. Автор возвращается именно к

пифагорейскому понятию, оставляя в стороне стоическую 'симпатию', так как

последняя указывала на взаимосвязь телесного мира.

      45 Здесь имеется в виду слово  --'склонение',

'склонность', произносившееся в позднем греческом языке одинаково с

употребленным несколькими строками выше словом --'призыв',

'вызов'.

      46 Автор демонстрирует общее платоническое понимание зла.

Оно трактуется не как особая субстанция или онтологическая реальность, но

как результат человеческого выбора. Отклоняясь от богов, человек выпадает из

мировой гармонии и тем самым теряет даруемое богами благо. Зло есть, таким

образом, обращенность человека исключительно к своей единичности. И

страдания ('тьма'), вытекающие отсюда, являются вызванными им самим.

Впрочем, как мы увидим ниже, к отпадению способен не только человек, но и

ряд других божественных сущностей, наделенных способностью выбора. См.,

особенно, IV главу.

      (стр.248)

      47 Принуждения -- магические обряды, связанные с

привлечением помощи со стороны богов. Автор убежден, что подобные операции

не есть насилие над божеством, а вызываются им самим, иными словами--что

промысел предшествует человеческой деятельности.

      48 Автор разделяет концепцию онтологической иерархии

(Единое--Ум--Душа--Телесный Космос), традиционно считающуюся достоянием

неоплатонизма, и иерархию божественных существ. Последние не распределены по

онтологическим уровням, но коренятся в Едином. Причина такой их трактовки

заключается в том, что божественная субстанция свободна, безусловна и

превыше любой необходимости, в том числе и интеллектуальной.

Божества--творцы, Ум же--сотворенное, хотя и бесконечно превышающее бытие

Космоса. В дальнейшем неоплатоники будут развивать учение об иерархии

божеств, единых по природе (Прокл: 'Бог и Единое--од-s но и то же'.-- Комм,

к 'Пармениду', 641, 10), но многообразно проявляющихся на различных

онтологических уровнях.

      49 Здесь развивается тема, которую обсуждал еще Максим

Тирский (см. 'Речи', речь 5: 'О том, следует ли

      молиться').

      50 Имеется в виду символический характер подношений, когда

даруемый предмет благодаря самой ритуальной ситуации богослужения имеет

всеобщий характер: он как бы сбрасывает свою единичность, указывая на

всеобщее основание Универсума.

      51 Т. е., с одной стороны, математические объекты, душевная

стихия (связанная со стихией времени) и божественное, с другой

--демонические и природные стихии. Неразумность заключается в том, что

демоническое

      (стр.249)

      приравнивается к телесному, а божественное---к душевному и к

абстракциям.

      52 Речь идет о небесных телах, наиболее близких

божественному.

      53 Учение о небесных телах, об идеальности их движений и

неделимости (вечности) состава сформулировал Аристотель (см. 'О небе', а

также 'Метафизику', 1068а, 30 и 1073а, 30--35).

      54 Автор касается здесь неоплатонической концепции участия

высшего в низшем. При таком участии сущность и потенции высшего остаются

неизменными, деятельность же ('энергия') множественна--соответственно многим

предметам, в которых она участвует.

      55 Нематериальные истечения -- это 'участие богов в

материальном' (см. прим. 54). Кронос (Крон), глава титанов, породивших,

согласно 'Теогонии' Гесиода, Зевса и поколение олимпийских богов, почитался

в эллинской религии как глава 'Золотого века'. Отсюда его 'основополагающее

действие'. Арес, бог войны и раздора, согласно данному трактату,-- сила

движущая, не дающая становящемуся остановиться и обратиться в совершеннейшую

бесформенность. Деятельность Ареса близка 'Войне--Борьбе' Гераклита,

царствующей в Космосе (Дильс--Кранц,