Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 2)

которое позволяет рассматривать Космос как единый живой

организм (ср.: Платон. Тимей). Отсюда --не без влияния, очевидно,

древнегреческой медицинской традиции--стоики приходят к обоснованию

возможности по частным признакам судить о состоянии Целого. Наиболее

последовательно (вплоть до фатализма) идею 'всеобщей симпатии' развивал

Посидоний (см.: Цицерон. О природе богов, 11.7.19; Секст Эмпирик. Против

математиков, IX, 78--85). Не чужды ей были Плотин и Порфирий. Автор, не

отрицая, как мы увидим ниже, идею взаимосвязи всего, что наполняет

чувственно-телесный Космос, считает, однако, что причиной мантики является

попечение высших, бестелесных сфер, никак в эту

      (стр.255)

      взаимосвязь не включенных, а также родство с бестелесными чинами нашей

души. Инициируя в себе всеобщее начало, она становится причастна провидению.

Сами же взаимоотношения между вещами не содержат в себе существенного

предвидения. Критика стоического понимания мантики является одновременно и

критикой стоического пантеизма, и критикой Плотино-Порфириевого магизма.

      76 Чисто по-аристотелевски автор относит к материальной

стороне мантики случайное по отношению к ее содержанию.

      77 Храм Асклвпия -- бога врачевания, сына Аполлона --

находился в Эпидавре.

      78 Вероятно, имеется в виду эпизод, случившийся при осаде

Александром Македонским города Пелий в Иллирии. См.: Арриан. Поход

Александра, 1.5--6.

      79 Афутис, Афита--город во Фракии. Лисандр -- спартанский

военачальник, главнокомандующий морскими силами Спарты в ходе

Ионийско-Декелийской войны (завершающая стадия Пелопоннесской войны), в

которой в немалой степени благодаря заслугам Лисандра афиняне потерпели

сокрушительное поражение. Лисандр перед началом своего командования пообещал

в случае успеха принести Аммону благодарственные жертвы. После победы над

Афинами он осаждал Афутис, и во сне ему явился этот бог и потребовал

выполнения обещания. Лисандр тотчас же снял осаду и, приказав афутийцам

приносить благодарственные жертвы Аммону, сам отправился в Египет, чтобы

умилостивить последнего (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лисандр, 20).

Лисандр происходил из рода Гераклидов, но царем Спарты не был, однако, по

свидетельству Плутарха, замышлял заговор с целью захвата царской

      (стр.256)

      власти (там же, 24), поэтому, может быть, Ямвлих ; и именует его

'царем'.

      80 Это и есть то состояние 'единения', которое искал

Плотин,-- состояние, когда всеобщее в человеческой душе снимает эмпирическую

индивидуальность. Правда, автор данного трактата считает его не результатом

собственной активности, а даром, пришедшим свыше, и к тому же 'единение' у

него обретает многообразные формы внешнего выражения.

      81 'В Кастабаллах есть святилище Артемиды Перасийской, где,

как говорят, жрецы безболезненно ходят босиком по раскаленным углям'

(Страбон. География, XII, II, 7).

      82 Такое представление восходит к демонологии Порфирия.

      83 Корибанты -- по Аполлодору ('Мифологическая библиотека',

I.3.4), дети Аполлона и музы Талии, прислужники Великой Матери Богов. Их

культ пришел в Элладу из Малой Азии (Фригии) и, подобно многим фригийским

культам, имел экстатический характер.

      84 Сабазий -- малоазийское (фригийское) божество, издревле

отождествляемое с Дионисом. Культ Диониса-Сабазия в эллинистическую эпоху

часто принимал крайние оргиастические формы.

      85 Великая Матерь Богов--фригийское божество, чей культ

(восходящий к древнейшему матриархальному поклонению Всеобщей Матери) в

эпоху эллинизма был отождествлен с культом Реи и пользовался необычайной

популярностью. С мистериями, посвященными ей, связаны самые жестокие формы

одержимости (самокастрация и т. д.).

      86 Плутарх писал: 'Кажется, Олимп, усилив музыку введением

неких нерожденных и неизвестных прежним людям

      (стр.257)

      оборотов, стал основателем прекрасной эллинской музыки' ('О музыке',

12, р. 1135с).

      87 О катарсическом характере музыки говорили еще пифагорейцы

(см.: