Ямвлих

О египетских мистериях (Часть 2)

д.)

      103 Автор уточняет свое отношение к идее 'мировой симпатии'.

В данном месте он соглашается, что след от высшего единства должен

появляться и среди становящегося бытия. Однако вполне в духе классического

разделения Платоном наших суждений о Космосе на знание и мнение он говорит

всего лишь о большей или меньшей степени вероятности предсказаний,

основанных на наблюдениях за природными явлениями. В отличие от этого

откровения сверхприродного дают истину.

      104 'Природа' здесь--природное бытие в том его значении,

которое зафиксировал Аристотель ('Метафизика',

      (стр.260)

      1014Ь, 16--20). Ее неопределенность вызвана тем, что она--начало

становящегося и, следовательно, не неизменна и не является предметом

строгого знания.

      105 Автор воспроизводит дилемму

'природного--искусственного', которая в античности в большинстве случаев

решалась в пользу первого. Конечно, место природного в платонизме занимает

творческая деятельность богов, но суть дилеммы от этого не меняется. Если

все, что ни создают боги, необходимо вписывается в мировое устройство, то

деятельность людей--всего лишь подражание уже сотворенному (природному)

бытию, т. е. 'умножение сущностей', творение призраков. Критику 'искусства'

в узком смысле этого слова (как лжетеургии) см. ниже (IV.12).

      106 Речь идет о том 'бездеятельном действии' Абсолюта,

которое было темой ряда рассуждений Плотина (например: 'Эннеады', V 1.6; VI

9.3).

      107 Т. е. человеческому измышлению, а не делу высших сфер.

      108 По Платону, людей создают 'внутрикосмические божества'

('Тимей', 42d--е), которые здесь интерпретируются как демоны. Вообще,

создание людских тел демонами-- одна из излюбленных тем поздней античности.

Так, например, данная идея играла огромную роль в гностических космогониях и

историософии.

      109 Хорег -- здесь руководитель хора.

      110 Идея 'противобогов' (ниже автор назовет их еще

'виновными в своеволии' демонами) имеет гностическое происхождение и явную

гностическую окраску. Восстание низших чинов против высших, вызванное

незнанием, завистью, дерзостью, многократно изображалось в гностических

учениях. Неоплатонизму же подобный взгляд на

      (стр.261)

      происхождение зла не был присущ (см. трактат Плотина 'Против

гностиков', 'Эннеады', II 9). Поэтому мы здесь имеем дело с необычной

тенденцией, в дальнейшем не получившей развития среди неоплатоников.

Отметим, однако, что, даже говоря о 'противобогах', автор не рассматривает

их в плане историософии, не превращает 'своеволие' в мировую драму.

      111 Можно предположить, что здесь имеются в виду христиане,

поскольку для последних прорицания, осуществляемые язычниками,--дело рук

дьявола.

      112 Харон--перевозчик теней (душ) умерших через Стикс, реку,

разграничивающую земли живых и мертвых. Хароновы пропасти -- 'входы' в Аид.

      113 Т. е. те 'элементарные' силы, чье действие

распространено по всему Космосу (как действие 'дыхания' Хароновых

пропастей). Поскольку они совершенно лишены разума и самостоятельности,

человек способен ими управлять.

      114 Древняя идея метемпсихоза в платонизме приобретает

'кармический' характер: согласно этой идее, нынешняя судьба человека

оказывается в значительной степени предопределенной его поступками в прошлых

жизнях (см. трактат Плутарха 'Почему божество медлит с воздаянием?',

полностью посвященный этому вопросу).

      115 На уровне единичного происходит разделение на деятеля и

воспринимающего действие, причем каждое 'отдельное' существо выступает и как

первое, и как второе.

      115 См.: Платон. Тимей, З0Ь.

      117 Т. е. духа, привязанного к материальному (влага как

'древнейшая' из материальных субстанций рассматривалась, например, Фалесом).

Со времен Гераклита 'влажность'-- образное выражение несовершенства души.

      (стр.262)

      118 Имеется в виду теория гравитации-левитации,

разработанная Аристотелем и основанная