Рудольф Штайнер

Истина и наука

процесс, но как содержание самого занятого живым деланием

объекта. Объект в данном случае есть наше собственное 'я'. Если это

последнее действительно проникло свою деятельность, согласно ее сущности,

познанием, тогда оно в то же время чувствует себя и ее властелином. До тех

пор, пока этого не происходит, законы деятельности представляются нам как

нечто чуждое; они владеют нами; то, что мы совершаем, мы совершаем под

принуждением, которое они на нас оказывают. Когда они превращены из такого

чуждого существа в изначально собственное делание нашего 'я', тогда это

принуждение прекращается. Принуждающее стало нашей собственной сущностью.

Закономерность властвует уже более не над нами, но б нас, над исходящей из

нашего 'я' деятельностью. Осуществление какой-нибудь деятельности при помощи

стоящей вне осуществителя закономерности есть акт несвободы, а то же

осуществление через самого осуществителя - акт свободы. Познавать законы

своей деятельности значит сознавать свою свободу. Процесс познания, согласно

нашим рассуждениям, есть процесс развития к свободе.

Не вся человеческая деятельность носит этот характер. Во многих случаях

мы обладаем законами нашей деятельности не как знанием. Это есть несвободная

часть нашей деятельности. Как противоположность ей стоит та часть, где мы

вполне сживаемся с этими законами. Это - свободная область. Лишь поскольку

наша жизнь принадлежит ей, можно называть ее нравственной. Превращение

первой области в таковую же с характером второй есть задача всякого

индивидуального развития, как и всего человечества.

Самая важная проблема всякого человеческого мышления следующая: понять

человека как основанную на себе самой свободную личность.


Приложение 1

РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР (биографические данные)

1861 25 февраля Рудольф Штейнер родился в Кральевиче, Австро-Венгрия

(ныне -Югославия), в семье железнодорожного служащего. Его родители

происхождением из Нижней Австрии. Детство и юношество Рудольфа Штейнера

прошли в различных местах Австрии.

1872 Учеба в реальном училище в Винер-Нойштадте до выпускного экзамена

в 1879 г.

1879 Поступление в Венский Политехнический институт (изучение

Математики, естественных наук, а также литературы, истории, философии).

Работа над трудами Гете.

1882 Начало писательской деятельности.

1882 - 1897 Издание естественнонаучных трудов Гете (5 томов) в серии

'Немецкая национальная литература' (издатель Крюшнер).

1884 - 1890 Работает как частный учитель в Вене.

1886 Работает в числе сотрудников большого собрания сочинений Гете

('Издание Софии'). Опубликован Очерк теории познания, основанной на

мировоззрении Гете,

1888 Издает 'Немецкий еженедельник' в Вене. Делает доклад в Венском

Обществе Гете: 'Гете как родоначальник новой эстетики'.

1890-1897 Веймар. Сотрудник Архива Гете и Шиллера.

1891 Защита докторской диссертации по философии в университете в

Ростоке (в 1892 г. диссертация опубликована в расширенном варианте под

названием Истина и наука).

1894 Философия свободы.

1895 Фридрих Ницше, борец против своего времени.

1897 Мировоззрение Гете. Переезд в Берлин. Издание 'Литературного

журнала' и 'Драматического листка'. Участие в работе различных творческих и

литературных обществ.

1899 - 1904 Преподавательская работа в Берлинской рабочей школе В.

Либкнехта.

1900 - 1901 Миро- и жизневоззрения XIX столетия (в 1914 г. эта книга

издана в расширенном виде как Загадки философии). Начало антропософской

лекционной деятельности по приглашению Теософского Общества в Берлине.

Мистика на заре духовной жизни Нового времени.

1902 - 1912 Развитие антропософии. Постоянные лекции в Берлине и в

разных городах Европы. Мария фон Сивере (с 1914 - Мария Штейнер) становится

постоянным сотрудником Рудольфа Штейнера.

1902 Христианство как мистический факт и мистерии древности.

1904 - 1905 Теософия, Как достигнуть познания