Рудольф Штайнер

Истина и наука

/>

расщепляется на эти две части, и так как сознание только путем собственной

деятельности может осуществить соединение обоих указанных элементов, то оно

достигает полной действительности только через осуществление акта познания.

Остальные категории (идеи) были бы также и тогда по необходимости связаны с

соответствующими формами данного, если бы они не были восприняты в познании;

идея познания может быть соединена с соответствующим ей данным только через

деятельность сознания. Действительное сознание существует только тогда,

когда оно само себя осуществляет. Мы думаем, что всем этим мы достаточно

подготовлены для того, чтобы обнаружить основную ошибку Науко-учения Фихте и

в то же время дать ключ к его пониманию. Фихте - это тот философ, который

среди преемников Канта живее всех чувствовал, что обоснование всех паук

может состоять лишь в теории сознания; но он никогда не дошел до познания,

почему это так. Он ощущал, что то, что мы обозначаем как второй шаг теории

познания и чему мы даем форму постулата, должно действительно быть выполнено

нашим 'я'. Мы видим это, например, из следующих его слов: 'Наукоучение

возникает, таким образом, поскольку оно должно быть систематической наукой,

совершенно так же, как все возможные науки, поскольку они должны быть

систематичны, через определение свободы, которая здесь особенно

предназначена вообще поднять до сознания род действия интеллекта. Через эту

свободную деятельность нечто, что уже само по себе есть форма, именно

необходимая деятельность интеллекта, принимается, как содержание, в новую

форму знания или сознания'35. Что надо понимать здесь под родом действия

интеллекта, если то, что смутно чувствуется, высказать в ясных понятиях?

Ничто другое, как совершающееся в сознании осуществление идеи познания. Если

бы Фихте вполне ясно сознавал это, он формулировал бы вышеприведенное

положение просто так: 'Наукоучение имеет задачей поднимать познание,

поскольку оно есть еще бессознательная деятельность я , до сознания.

Наукоучение должно показывать, что в 'я' выполняется как необходимая

деятельность объективация идеи познания.'

Фихте хочет определить деятельность 'я'. Он находит, что 'то, чье бытие

состоит только в том, что оно полагает себя как сущее, есть 'я', как

абсолютный субъект'36. Это полагание 'я' есть для Фихте первое безусловное

действие, которое 'лежит в основе всего остального сознания'37. 'Я' может,

таким образом, в смысле Фихте, начать всю свою деятельность также только

через абсолютное решение. Но для Фихте невозможно помочь своим 'я' этой

абсолютно положенной деятельности, дойти до какого-либо содержания его

делания. Так как у Фихте нет ничего, на что должна бы направиться эта

деятельность, на основании чего она должна бы себя определить. Его 'я'

должно совершить действие; но что должно оно сделать? Так как Фихте не

установил понятия познания, которое должно осуществлять 'я', то он напрасно

старался найти какой-нибудь переход от своего абсолютного действия к

дальнейшим определениям 'я'. Он даже объявляет, в конце концов, по отношению

к такому переходу, что исследование об этом лежит за пределами теории. Он не

исходит в своей дедукции представления ни из абсолютной деятельности 'я', ни

из таковой же 'не я', но исходит из одной определенности, которая в то же

время есть акт определения, потому что в сознании ничего другого

непосредственно не содержится и не может содержаться. Что определяет в свою

очередь это определение - это остается в теории совершенно неразрешенным, и

эта неопределенность увлекает нас за пределы теории в практическую часть

Наукоучения38. Но этим объяснением Фихте уничтожает вообще всякое познание,

так как практическая деятельность 'я' относится к совершенно другой области.

Что установленный нами выше постулат может быть реализован только свободным

поступком 'я' - это ясно; но если 'я' должно проявляться познавательно, то

дело сводится как раз к тому, что решение этого 'я' стремится к

осуществлению идеи