Рудольф Штайнер

Порог духовного мира

Когда в действительном сверхчувственном переживании

появляется истинное впечатление прежней, или даже прежних

земных жизней, то чаще всего эта жизнь, или эти жизни

оказываются такими, что никаким придумыванием или никаким

желанием и стремлением, коренящимся в ненастоящей жизни, не

удалось бы ни воссоздать их, ни даже только мысленно

представить себе. Бывает, например, так, что получают

впечатление из своего прежнего земного существования в такой

момент своей настоящей жизни, когда совершенно невозможно

усвоить себе способности или т.п., которыми обладали в той

жизни. Образы, появляющиеся для этих более значительных

духовных переживаний, не только не могут оказаться

воспоминаниями из обыкновенной жизни, но чаще всего даже бывают

таковы, что в обыкновенном переживании они совершенно не могли

бы прийти на ум. Еще в большей степени относится это к

действительным впечатлениям из уже совсем сверхчувственных

миров. Так, например, часто бывает невозможным, исходя из

обыкновенной жизни, создать образы, которые относились бы к

существованию в промежутки между земными жизнями, т.е. к жизни

между последней смертью человека в предыдущей земной жизни и

его рождением в настоящей. Тогда человеку доводится узнать, что

в духовной жизни он развил к людям и вещам наклонности,

находящиеся в полном противоречии с теми, которые он развивает

теперь в своей земной жизни. Он узнает, что часто в земной

жизни он чувствовал побуждение с любовью заняться чем-нибудь

таким, что он отклонял от себя или чего избегал в

предшествовавшей духовной жизни (между смертью и рождением).

Все, что могло бы всплыть из обыкновенного переживания, как

воспоминание об этом, неминуемо было бы совсем иным, чем это

впечатление, получаемое путем действительного восприятия из

духовного мира.

Но хотя дело и обстояло бы так, как только что было

описано, однако человек, мало знакомый с духовной наукой, все

же сумеет найти возражения. Он может сказать: допустим, ты

что-нибудь любишь. Но человеческая природа сложна. К каждой

симпатии примешана тайная антисимпатия. В какой-нибудь момент

она всплывает в тебе по отношению к данной вещи. Ты принимаешь

это за переживание, бывшее до рождения -- между тем как оно,

может быть, вполне естественно объясняется из подсознательных

фактов душевной жизни. На это возражение можно в общем сказать

только то, что во многих случаях оно, конечно, может оказаться

вполне правильным. Данные ясновидческого сознания не легко

достаются в таком виде, чтобы на них нельзя было ничего

возразить. Но если верно, что 'мнимый' ясновидящий может

заблуждаться и относить факты подсознательной жизни к духовному

переживанию, бывшему до рождения, то несомненно также и то, что

духовно-научное обучение ведет к самопознанию, которое обнимает

и подсознательные моменты души и может и в этом отношении

избавиться от заблуждений. Здесь утверждается только то, что

истинны лишь ее сверхчувственные познания, при которых человек

бывает в состоянии отличать в познавательной деятельности то,

что исходит из сверхчувственных миров, от того, что образовано

лишь собственным представлением. Но при вживании в

сверхчувственные миры эта способность различения усваивается

настолько, что в этой области человек научается отличать

восприятие от воображения с такой же уверенностью, с какой в

чувственном мире он отличает настоящее раскаленное железо, до

которого дотрагивается пальцем, от только воображаемого.


ОБ ЭФИРНОМ ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА ОБ ЭЛЕМЕНТАРНОМ МИРЕ

Признание сверхчувственного мира и его познание человек

приобретает путем преодоления известных препятствий, вначале

преграждающих душе путь к этому признанию. Встречающаяся здесь

трудность основана на том, что эти препятствия, хотя и

оказывают свое действие в душевном переживании, но в

обыкновенной жизни, как таковые, не доходят до сознания.